Антон Бондаренко, 3 мая 2017

Мимики – мелкие паукообразные твари, способные превращаться в любой неподвижный предмет размером от кофейной кружки до табурета – моментально стали визитной карточкой Prey и отличным сюжетом для ночных кошмаров. Страшно же: отставил чашку в сторону, потом взял не глядя – а там уже не кофе, а мимик. Который хоть и выглядит похоже, но организмом усваивается с неизменно летальными последствиями. В общем, в честь выхода игры с такими оригинальными врагами мы решили вспомнить, какие еще любопытные внеземные формы жизни появлялись на наших экранах.

Чужой (Alien: Isolation)

Будем честны – ни один хит-парад пришельцев не может обойтись без этого харизматичного порождения ночных кошмаров Ханса Гигера. Ведь Чужой – это совершенная машина для убийства; в его венах течет не кровь, а концентрированная кислота, он способен перемещаться по любой поверхности и голыми руками проломить сталь. Именно Чужой показал публике, что инопланетная раса может быть опасна не НЛО, бластерами, псионикой и прочим хайтеком, а самыми что ни на есть первобытными силой, ловкостью и жестокостью, – поэтому дань памяти ему должны отдавать и зерги, и тираниды, и вообще любые «органические» пришельцы. Кроме того, на счету Чужого популяризация «лицехватов», из которых потом выросли и Half-Life’вские хедкрабы, и вообще любая мелкая тварюшка, присасывающаяся к голове человека и превращающая его во что-то инопланетное. Словом, он – не просто «Элиен», а целая эпоха.

Некроморфы (Dead Space)

Говоря об «органических» пришельцах, нельзя не вспомнить Dead Space. Местные инопланетяне по КПД обошли, пожалуй, даже зергов: тем нужно было собирать минералы, плодить личинки, растить из них полноценные боевые единицы, – а чтобы получить армию некроморфов, достаточно включить инопланетный артефакт. Чик – и совершенно обычные доселе покойники как по команде просыпаются, отращивают себе костяные шипы, жвала и прочие красивости, да отправляются на охоту за протагонистом. Даже известный слоган «То, что мертво, умереть не может» к ним применим – правда, с оговоркой, что данное мертвое все-таки может быть расчленено до состояния полной безобидности.

Серые человечки (South Park: The Stick of Truth)

Если бы земляне в серии XCOM сбивали НЛО не обычных греев, а их коллег из «Саус Парка», привычная история пошла бы совершенно по другому пути. Никаких плазменных винтовок, силовой брони и элериума; в лучшем случае арсенал пополнился бы анальным зондом со встроенным телепортатором. И это при том, что вместо криссалидов, змеелюдей и прочих привычных гадов население терроризировали бы гораздо более страшные противники, вроде зомбикотов-нацистов. В общем, хорошо, что эти инопланетяне попали во вселенную South Park – никто, кроме Сэра Чмо, с подобной напастью совладать не способен.

Строгги (Quake)

Протагонист Quake 4 после своей неоконченной строггификации (процедуру, кстати, показывали от первого лица со всеми подробностями)

Если посмотреть на мотивы пришельцев, складывается впечатление, что люди им необходимы в первую очередь для размножения. Марсу, как известно, нужны женщины. Серым человечкам требуются людская ДНК, чтобы подбодрить свою зачахшую генетику. Даже Чужие рассматривают землян в первую очередь как тихих, теплых, безопасных и вкусных носителей для их молодняка. Квейковских строггов же интересует человек целиком: как выяснила поголовно киборгизированная раса, механические аугментации – это здорово, но репродуктивная способность от отсутствия определенных биологических компонентов сильно страдает. Поэтому самый простой вариант пополнить численность – это хватать хлипких, слабых мясных солдат, которых в изобилии посылает в бой земное правительство, и в принудительном порядке знакомить их с радостями киберимплантатов. Главное – не забыть вставить в мозг управляющий чип, а то, как показывает практика, один свободомыслящий недострогг вполне способен в одиночку перебить всю верхушку командования.

Ортоги (Star Control)

Ортог, представитель расы, некогда повелевавшей вселенной, ныне – транспортное средство колонии разумных микробов

Дедушка современных игр с открытым миром и нелинейным прохождением, Star Control 2, мог похвастать целым выводком любопытных пришельцев. Здесь были и очаровательные синекожие инопланетянки-псионики, и Orz – не индивидуальные существа, а *пальцы* некоей сущности из другого измерения, и Zoq-Fot-Pik – триумвират рас, которые сжились настолько тесно, что забыли, кто из них Зок, а кто Пик. Засветились в игре и традиционные «греи» – правда, здесь серые человечки на летающих тарелках были не серого, а зеленого цвета, жили в параллельном пространстве и к человечеству были настроены сугубо благожелательно.

Но самый большой сюрприз достался третьей части: изрядно помотавшись по галактике в поисках Предтеч, главный герой выяснил, что они живы-здоровы – ими оказались ортоги, шестиногие млекопитающие, которых держат на некоторых планетах в качестве домашнего скота. Дело в том, что раз в эон в галактику наведываются существа, питающиеся разумом; справиться с ними Предтечи не смогли, поэтому решили переждать визит в животном состоянии, а когда опасность минует – вернуться к разуму с помощью ускоренной ре-эволюции. Правда, программа дала сбой, поэтому в эпоху людей Предтечи не превратились в доминирующую галактическую силу, а так и остались ценным источником мяса и молока.

Нечто (The Thing)

Поскольку события игры продолжают историю фильма, про МакРиди (героя Курта Рассела) в ней не забыли

Если мимики маскируются под неживые предметы, то инопланетный гость из романа Джона Кэмпбелла Who Goes There (экранизированном Карпентером под названием «Нечто» и впоследствии адаптированном – не слишком удачно – в игру The Thing) предпочитал идти от обратного. То есть маскировался под сожранных им людей, попутно перенимая знания, навыки и даже манеру общения жертвы.

Трудно сказать, какая из этих стратегий эффективнее: с одной стороны, мысль, что один из них не тот, за кого себя выдает, несомненно посеет панику в рядах выживших и не даст им эффективно сопротивляться инопланетному вторжению. С другой – взять кровь на анализ у каждого присутствующего гораздо проще, чем найти одинокого мимика в комнате, забитой хламом: все-таки память на стулья, тапочки и пустые банки из-под колы у людей гораздо хуже, чем на лица.

Луна (UFO: Aftershock)

Этот человечек на самом деле серый, только сейчас он в биологическом бронескафандре

На первый взгляд, главным противником UFO: Aftermath были мутанты: гигантские крабы-отшельники, живущие в остовах машин и стреляющие электричеством; летающие рыбьи скелеты-камикадзе, люди-ульи и прочие причудливые формы постапокалиптической жизни. На второй – ретикуляне, типичные серые человечки, которые этот апокалипсис и устроили: распылили в воздухе некие споры, которые со временем должны были покрыть всю Землю однородной биомассой и превратить планету в единую нервную сеть – предположительно, инопланетный суперкомпьютер.

И только сиквел, UFO: Aftershock, пролил свет на настоящего врага: им оказалась Луна. Дескать, это вовсе не рядовой астрономический объект, а полноценный живой организм, который взял серых человечков под телепатический контроль и руководил всеми их действиями. Ну а биомасса, которую они высаживали в первой части – это никакой не суперкомпьютер, а часть репродуктивного цикла: с ее помощью Луна сигнализирует потенциальным партнерам, что готова обзавестись потомством. Поэтому вскоре после событий первой части в Солнечную систему пожаловали луны-самцы со всей Галактики, неся на себе целые цивилизации в полной боевой готовности – а маленькому и слабому человечеству пришлось всю эту кашу расхлебывать.

Кстати, намного позже Aftershock’а (вышедшего в 2005 году), трюк с внезапным боссом-луной провернули и создатели Dead Space. На протяжении первых двух частей Айзек считал, что некроморфы – худшее, с чем он может столкнуться на этом свете, – а в Dead Space 3выяснил, что их создают разумные луны, которые таким образом питаются. После чего еще и оказался лицом к лицу с одной из них.