Александр Васнев, 2 июня 2017

В Нью-Йорк Елена Федина переехала в начале 2014 года, чтобы учиться на курсах геймдизайна. Сейчас она работает главой аналитического отдела в компании SuperData, флагмане игровой статистики. На бумаге – успешная карьера. На деле – интереснейшая история о том, как непросто бывает сказку сделать былью.

Елена Федина

«В 2009 году я закончила мехмат МГУ по отделению математической статистики случайных процессов. Потом попала в «Билайн», где занималась тестированием. Меня этому не учили, но одна моя знакомая работала в этой сфере и на пальцах объяснила, что к чему. Поначалу этого оказалось достаточно, – начала свой рассказ Елена. – Проработала полтора года, но мне в «Билайне» было откровенно скучно. Я любила игры и начала искать работу, которая была бы с ними связана. Однажды увидела вакансию в Mail.ru, подала заявку, и меня позвали на собеседование, а по его итогам предложили место. Родные и знакомые отговаривали, мол, игры – это хобби, зарабатывать на этом нельзя. Сейчас-то я понимаю, что можно, но тогда было тяжело всех убедить.

НИМ: Что было дальше?

Е.Ф.: В «Мэйле» я тестировала игры, и мне приходилось общаться с разными студиями. Когда писала о найденных багах, то всегда представляла, каково это – быть на той стороне, самой что-то разрабатывать. Через какое-то время начала потихоньку изучать геймдизайн с помощью онлайн-курсов, попутно прикидывая, где бы в России попробовать поучиться. Но в какой-то момент поняла, что если уж я серьезно настроена, то нужно ехать туда, где смогу потом найти работу. У нас ведь мало кто занимается созданием больших игр, а мне хотелось трудиться над чем-то вроде Skyrim и Fallout. Стала приглядываться к Штатам, причем к Восточному побережью. На Западное мне ехать не хотелось, потому что считала, что там таких геймдизайнеров как я – вагон и маленькая тележка. В итоге выбрала Нью-Йорк. Нашла школу, а это надо было делать, находясь в России, поскольку школа присылает все документы для получения студенческой визы. Обучение платное, но цена зависит от того места, где ты учишься, и от продолжительности курса. Я взяла самый короткий, годовой – не бакалавриат, но с дипломом. Посчитала, что этого вместе с моим математическим образованием и опытом работы будет достаточно. Как же я была неправа!

НИМ: Сколько стоило обучение?

Е.Ф.: Базовая ставка – $18 тыс. за семестр, в два раза больше за год. Но тут есть такие штуки как гранты: от города, штата или, например, школы. Поскольку я документы собирала в последний момент, то успела подать только на грант от школы как представитель малоимущей семьи. Российские зарплаты по американским меркам кажутся невысокими, а потому я совершенно спокойно такой грант получила, и мне скостили 5 тысяч за год. Если бы начала заниматься подготовкой раньше и понимала систему чуть лучше, то могла бы очень прилично сэкономить. Кстати, названная мной сумма – это только цена обучения. Плата за общежитие – отдельно. В Нью-Йорке с общагами туго, поэтому лучше снимать комнату с соседями, сильно дешевле выходит. Около $500 в месяц, если район не очень близко к центру.

НИМ: После переезда не было ощущения растерянности?

Е.Ф.: Первые дни были очень суматошными. А вот спустя неделю, когда появилась возможность оглядеться, тогда и появилось чувство, что я здесь одна. И вообще – на кой черт я это затеяла... Отпустило только в перерыве между семестрами. Хорошо, что очень много времени отнимала учеба. Мы и программировали, и игровые  системы разрабатывали, и индустрию изучали.

НИМ: Сколько человек было с тобой в классе?

Е.Ф.: Я училась в не самой популярной школе, да и курс проходил с января по сентябрь, так что класс у нас оказался маленьким – 7 человек. Я была единственной девочкой. Двое эмигрантов – я и парень из Бразилии. Был один очень интересный человек, он работал над Spec Ops: The Line, но в технической должности. Ему было за 50 лет, и он решил пойти учиться на геймдизайнера.

НИМ: Вам оценки ставили?

Е.Ф.: Да, но пока ты платишь деньги, тебя будут держать. У нас был парень, который все прогуливал, но его не выгоняли. Но и не выпускали, пока не сдаст все работы. В конце выдавали диплом со средним баллом, с количеством часов, которые ты потратил на тот или иной курс. Если хочешь пойти учиться дальше, эти часы можно зачесть.

НИМ: Обучение легко давалось?

Е.Ф.: Наверное, такое чувство испытывали многие приехавшие из России, но мне казалось, что большинство вещей, особенно логических, были невероятно просты. С другой стороны, приходилось привыкать к здешнему отношению к презентациям. Вот сделал ты какой-то проект, обязательно нужно его представить, и все подробно аудитории объяснить. На этом делается особый упор.

НИМ: По окончании курса у тебя было ощущение, что ты стала специалистом?

Е.Ф.: Нет, даже несмотря на то, что мы разработали несколько игр во время обучения. Тогда я начала понимать, что геймдизайн – не мое. Креативные идеи есть у всех, а усидчивость и возможность их реализовать – у единиц, и я к ним не отношусь. Это было неприятное чувство.

НИМ: Когда ты начала искать работу?

Е.Ф.: В середине второго семестра. Написала красивое резюме, сделала шаблонное сопроводительное письмо. Составила список компаний и начала рассылать. Примерно 10 штук в день. Ответили мне, наверное, раза два. У меня даже было собеседование с Riot Games, но неуспешное. Помог случай. На одной из лекций нашего преподавателя заменял Йоуст ван Дронен, глава SuperData. Он говорил о многом, но в том числе и о Warface, а я над этой игрой очень долго работала в «Мэйле». Это был мой первый большой проект, и я его очень нежно люблю. Я посмотрела на слайд и сказала, что показанный на нем график мне не очень нравится. Йоуст такого не ожидал. После лекции мы с ним побеседовали, он дал свою визитку и попросил прислать резюме. И после четырех собеседований с другими людьми в компании, меня в итоге позвали на работу. Если бы не эта случайность, я бы, наверное, вернулась в Россию.

НИМ: Как проходили собеседования?

Е.Ф.: В США есть определенная схема – все начинается с короткого телефонного разговора, который позволяет понять, что с кандидатом можно общаться, что он удовлетворяет базовым требованиям. Затем присылают тестовое задание, но оно хитрое. Например, мне надо в субботу в час дня отписать, что я готова это задание выполнить. Его высылают и дают на выполнение 3-4 часа. Для меня это был разрыв шаблона. Во-первых, в субботу. Во-вторых, временные ограничения – получается своего рода тест. И только затем уже приглашают на очное собеседование. Тяжелый процесс, но, наверное, оправданный: кому захочется тратить много времени на людей, которых можно отсеять на раннем этапе?

НИМ: Кем тебя взяли?

Е.Ф.: Аналитиком данных по ПК и консольным играм. Руководству показалось, что я неплохо разбираюсь в больших играх типа GTA или Fallout.

НИМ: Что из твоего прошлого особо пригодилось на новом месте?

Е.Ф.: Все как-то сошлось вместе. И мехматовское образование, и работа в «Мэйле», поскольку я понимала, что к чему в индустрии, и тот год, который я потратила на изучение геймдизайна. Когда мы делаем прогнозы, то, понимая, какие в той или иной игре будут использованы механики, в каком состоянии находится рынок, я могу сказать, насколько успешной игра получится.

НИМ: Если сравнить все твои вложения с тем, что ты в США заработала, можно сказать, что твоя эпопея отбилась по деньгам?

Е.Ф.: В целом, наверное, да. Но только материальные вложения. Нервные – пока что нет. Хорошо, что я не представляла, как все будет сложно. Если бы представляла – не знаю, решилась бы на все это. Сейчас легко сказать, что да, но тогда... Были же еще свистопляски с визой.

НИМ: А что не так с визой?

Е.Ф.: С рабочей визой ситуация в Штатах в принципе непростая. Даже когда у тебя есть хорошая работа, это в прямом смысле лотерея. Там собирают все заявления и потом вытаскивают наугад те, чьим авторам визу дают. Поэтому большие компании на рабочую визу для сотрудника не подают, а переводят его, скажем, из российского офиса в американский. В таком случае разрешение на работу получаешь автоматически, если собрать нужные документы. Оно действует год или два, и за это время можно спокойно подать на грин-карту, параллельно легально работая в стране.

НИМ: Если кто-то решит пойти по твоим стопам, с чего советуешь начать?

Е.Ф.: Определиться с областью. В игровой индустрии есть куча профессий, как и в любом полноценном бизнесе. Не все заканчивается на программистах, художниках и геймдизайнерах. Проще всего выяснить, что тебе подходит с помощью онлайн-курсов. Проходишь и смотришь по своим ощущениям – интересно или нет. Хотя даже на моем примере видно, что стопроцентной гарантии этот метод не дает.