Дмитрий Пузь, 17 марта 2016

Fallout – это не только радиация, разлетающиеся на куски мутанты и рецензии, состоящие из прилагательных в превосходной степени. Это мир, в котором просто хочется жить, несмотря на его запредельную враждебность. Это персонажи, в которых веришь. Это глоток свежего воздуха после десятков игр, стесняющихся сделать шаг в сторону от политкорректности и прославления «великой американской державы».

Fallout создан не на пустом месте. У этого мира имеется весьма богатая и логично выписанная история. Вниманию всех поклонников постъядерной романтики мы представляем краткое ее описание. И кое-что сверх того...

War never changes…

Нефтяная вышка Анклава…

…и она же за спиной у Маркуса, почему-то в двух экземплярах

К середине XXI века цивилизация достигла пика своего развития. Ослепленное сиянием Золотого Века, человечество не сразу осознало, что вслед за взлетом его ждет сокрушительное падение. Когда запасы полезных ископаемых, прежде считавшиеся неиссякаемыми, подошли к концу, начался новый передел мира. Вторжение войск Европейского Содружества на Ближний Восток в 2052 году стало первым звеном в цепочке войн, которой суждено было закончиться Судным Днем…

Через восемь лет после начала конфликта последнее нефтяное месторождение в Евразии иссякает. Истощенная войной и нехваткой ресурсов, Европа погружается в пучину анархии. Китай в это время планирует захват Аляски, и в 2066 году вступает в войну с США. Хотя силы сверхдержав примерно равны, впоследствии чаши весов склоняются в пользу американцев: на вооружение звездно-полосатой армии поступают первые образцы силовой брони. Конфликт приобретает затяжной характер, США оккупирует Канаду и превращает ее в плацдарм для наступления на севере, безжалостно подавляя попытки канадцев отстоять свою независимость.

«Посейдон Ойл» принадлежали и атомные электростанции

В 2073 «Посейдон Ойл», крупнейшая американская энергетическая корпорация, начинает разработку тихоокеанского дна, где сохранились последние в мире месторождения нефти. Через год президент США разрывает все дипломатические отношения с бывшими союзниками, заявив, что его держава не собираются делиться запасами горючего. Становится ясно, что назревший конфликт грозит перерасти в мировую войну, которая может стать последней в истории человечества. На территории Соединенных Штатов строятся Убежища (Vaults) – оборудованные по последнему слову техники бункеры, предназначенные (как сообщалось официально) для защиты населения страны от ядерной бомбардировки и ее последствий. В это же время Анклав (Enclave) – теневое правительство США, финансирующее деятельность нефтяных и оружейных компаний – проводит переоборудование одной из вышек «Посейдон Ойл» в собственное секретное убежище для «важных людей» государства…

Великое Очищение

23 октября 2077 года навеки вошло в историю как День, Когда Были Сброшены Бомбы. Китай и США практически одновременно нанесли по территории друг друга массированные атомные удары. Третья Мировая – она же Великая Война – длилась всего несколько часов, но унесла жизни большей части населения Земли. Почти все крупные города были уничтожены, жителям уцелевших районов вскоре предстояло познакомиться со всеми прелестями радиоактивного заражения…

В это же время выяснилась чудовищная правда об Убежищах: на самом деле они создавались не для спасения населения, а как полигон для масштабного социологического эксперимента. В каждом бункере были созданы особые стрессовые условия: одни были заселены только детьми, другие – представителями одного пола, третьи были перенаселены, в четвертых все оборудование было бракованным… Правительство, заранее списавшее своих граждан в расход (восстанавливать нацию все равно планировалось на основе генофонда Анклава), таким образом решило проверить восприимчивость человека к критическим ситуациям, чтобы избежать лишних ошибок при заселении страны потомками «элиты»… Об истинном положении дел знали только Смотрители (Overseers), управляющие Убежищами, но они держали языки за зубами.

В течение последующих двадцати лет человечество вело изнурительную борьбу за существование. В сражениях с мутантами и попытках отвоевать у радиоактивной пустыни клочки плодородной земли рождается новая нация, подчиняющаяся единственному закону – «выживает сильнейший». Однако ей еще не раз предстояло столкнуться с наследием предыдущего поколения…

Хранители прошлого

Обложка журнала Cat's Paw на самом деле позаимствована с коробки резиновых каблуков

Шаурма из игуан (а иногда и из человечинки) – любимое блюдо постъядерного мира

Незадолго до Великой Войны году военная корпорация West Tek (в чьих стенах были созданы силовая броня и первые образцы энергетического оружия), провела испытания универсальной вакцины, созданной в связи с угрозой применения китайцами бактериологического оружия. По сути, эта вакцина представляла собой вирус, вызывающий мутацию ДНК с целью приобретения полного иммунитета от всех болезней. Однако тестирование на животных выявило интересные «побочные эффекты»: увеличение мышечной массы, усиление мозговой деятельности и повышение агрессивности. Говоря проще, в руках ученых оказался препарат по созданию суперсолдат. Обрадованные результатами первых испытаний, американские военные перенесли разработку вируса на калифорнийскую базу Марипоза, где исследования возобновились – но на сей раз в роли подопытных кроликов выступали люди… Попутно проект получил новое название – «Вирус форсированной эволюции» (Forced Evolutionary Virus, FEV).

Бесчеловечные эксперименты хранились в секрете даже от размещенных на базе солдат. Однако незадолго до событий 23 октября тайное все-таки стало явным. Комендант базы под впечатлением от увиденного сошел с ума и вскоре покончил с собой. Его заместитель, Роджер Максон, взял власть в свои руки. Допросив ученых, работавших над FEV, он приказал расстрелять их. Восстание в Марипозе осталось безнаказанным: через несколько дней разразилась Третья Мировая, и командованию стало не до того.

Вскоре после войны Максон и верные ему люди со своими семьями покинули Марипозу и обосновались в бункере Лост Хиллс. Они заложили основу организации, получившей название «Братство Стали». Памятуя об ужасах атомной войны, своей целью Максон и его соратники поставили защиту технологий прошлого от человечества, не готового нести ответственность за их применение. Впоследствии из военной организации Братство превратилось в своего рода рыцарский орден, построенный вокруг четких религиозных догм (основанных на возведении технологического знания в священный статус). Паладины Братства неоднократно приходили на помощь жителям Пустошей, но практически всегда из собственных соображений, не имевших ничего общего с альтруизмом.

Крах Повелителя

Хотя Марипоза (с этого времени больше известная просто как Военная База) осталась запечатанной, FEV со временем начал проникать на поверхность, вызывая мутации окрестной фауны. В 2102 году караванщики во главе с доктором Ричардом Греем, изгнанником из Убежища-8, снаряжают экспедицию с целью выявления источника заражения. В итоге им удалось проникнуть внутрь Базы, однако в неравном бою с охранными роботами они были вынуждены отступить. Сам Грей во время сражения упал в бак с концентрированным FEV, и больше его никто не видел…

Тем не менее, Ричард не погиб. Получив сверхдозу вируса, его тело подверглось чудовищной мутации, превратившись в некое подобие гигантской амебы. Что важнее, его разум также изменился – Грей осознал весь потенциал «форсированной эволюции», и задался целью преобразить человечество с помощью FEV. Впрочем, его первые эксперименты на людях, случайно забредавших в Марипозу, по большей части заканчивались неудачно – как выяснилось, виной тому было присутствие в организмах жертв малых доз атмосферного FEV (разнесенного ветром по всей Калифорнии после уничтожения лабораторий West Tek), что давало им иммунитет к концентрированной вариации. Тем не менее, со временем Повелителю (как Грей отныне именовал себя) удалось подчинить себе культ Детей Собора, осуществлявший прикрытие его деятельности и поставлявший новый «человеческий материал», и собрать боеспособную армию мутантов. Основной целью Единства (The Unity), как было названо это воинство, стал поиск Убежищ с генетически чистыми людьми – именно из них получались идеальные супермутанты, которые, по мнению Повелителя, должны были заменить собой человеческую расу.

Планы Повелителя пошли прахом из-за одного происшествия, к которому он не имел никакого отношения: в 2161 году в Убежище-13 сломался чип очистки воды, и на поверхность с целью найти замену был выслан один из жителей. Как вы догадались, это был главный герой Fallout 1, который так и вошел в историю как «Житель Убежища» (Vault Dweller). В итоге удача улыбнулась ему в Убежище-12, где сохранился работоспособный чип, но на этом миссия Жителя не закончилась – обеспокоенный сообщениями о супермутантах, Смотритель Убежища отправил его обратно в пустыню, чтобы положить конец воспроизводству этих существ. В конце концов Жителю удалось отыскать и убить Повелителя, а чуть позже, заручившись поддержкой Братства Стали, уничтожить Военную Базу. Финал этой истории известен: Житель был изгнан из Убежища-13 "благодарным" Смотрителем и отправился на север, где основал деревушку Арройо…

На пути возрождения

Двадцать третий век прошел под знаком восстановления человеческой цивилизации. Города и поселения Калифорнии объединяются под эгидой харизматичного лидера – Танди, дочери старейшины Арадеша из Шейди Сэндс. Со временем основанная ей Новая Калифорнийская Республика (NCR) становится оплотом порядка и относительного благополучия. Главными противниками NCR выступают Город-Убежище (Vault City) – возведенный выходцами из Убежища-8 оплот тоталитаризма, и Нью-Рено – столица криминального мира, чьи боссы имеют свои взгляды на политическое будущее Пустоши.

Тем временем на сцене появляются агенты Анклава: правительство США не отказалось от планов возвращения власти над своим бывшим государством. Президент Ричардсон постановил, что мутанты (т.е. все живые существа за пределами Анклава) подлежат геноциду для обеспечения жизненного пространства «чистокровным людям». Получив образцы FEV из разрушенной Марипозы, ученые Анклава приступили к созданию новой версии вируса, который разрушал мутировавшие клетки, вызывая мучительную смерть.

Как всегда, зловещим планам помешал случайный герой – некто Избранный (Chosen One), потомок Жителя Убежища. Не будем углубляться в описание его приключений, благо они известны всем, игравшим в Fallout 2. Достаточно сказать, что уничтожение Анклава стало контрольным выстрелом в затылок Прошлому, и отныне перед медленно возрождающейся планетой лежало только Будущее…

Дети радиации

Флаг New California Republic легко отличить от флага Единой России по второй голове медведя

Практически все люди и животные в Fallout являются мутантами. У homo sapiens, правда, не встречается заметных внешних отклонений (за исключением знаменитого шестого пальца, который мог вырасти у главгероя после беготни босиком по радиоактивным лужам). Проявлением мутаций также можно считать неестественное долголетие (как у мертвяков и супермутантов): персонажам Fallout 1 во второй части около ста лет, но они все еще находятся в неплохой форме.

Представили животного мира от радиации либо увеличились в размерах (скорпионы, муравьи, крысы), либо обзавелись дополнительными частями тела (двухголовые коровы-брамины, двухголовый медведь с герба NCR). Также к животным можно отнести несколько разновидностей одичавших тварей, изначально выведенных для военных целей: «чужих» (судя по всему – ранний вариант биологического оружия Анклава), Когтей Смерти, кентавров и летунов.

Большинство мутантов, прямо скажем, не обезображены интеллектом…

…хотя в мире Fallout вообще трудно судить об IQ по лицу (на картинке – Майрон, гениальный химик)

Кроме того, в Fallout фигурируют т.н. мертвяки (ghouls) – люди, выжившие после получения сверхдозы радиации. Как можно догадаться из названия, внешне они больше всего напоминают ходячие трупы – обгорелые, с облезающей кожей и прочими неаппетитными подробностями. Несмотря на свое плачевное физическое состояние, мертвяки достаточно живучи и обладают полным иммунитетом к излучению (ибо «хуже быть уже не может»). Интеллектом они не уступают обычным людям, хотя из-за отталкивающей внешности сторонятся «чистеньких» и ищут общества себе подобных. Репродуктивная система мертвяков полностью разрушена, они стерильны. Впрочем, некоторые из них обладают способностью к регенерации ДНК и посему могут жить практически вечно.

Наконец, своеобразной «высшей расой» являются супермутанты. Они по всем показателям превосходят обычных homo sapiens: невероятно сильны, живучи и выносливы, неуязвимы для болезней и радиации, не старятся, а также обладают высокоразвитыми умственными способностями (правда, последнее относится только к «идеальным» особям, полученным из генетически чистых людей; обычные супермутанты по интеллектуальному развитию находятся на уровне восьмилетнего ребенка). Средний рост составляет 3,2 метра, вес – 360 кг. Как и мертвяки, супермутанты стерильны, эта особенность была заложена в саму структуру окончательного варианта FEV (во избежание неконтролируемого размножения подопытных организмов).

Пять самых распространенных заблуждений о мире Fallout

Как и полагается культовой вселенной, «Фоллаут» оброс немалым количеством фанатских домыслов, некоторые из которых укрепились в сознании масс прочнее, чем официальная информация. Для того и существует журнал «Навигатор», чтобы развенчать миф-другой.

 

5 место: «Фрэнк Хорриган – супер-мега-кибер-монстр, творение анклавовских ученых»

Так, по мнению фанатов, Фрэнк выглядит без шлема

На самом деле, старина Фрэнки – самый обычный супермутант, лишь немного проапгрейженный (имплантированная силовая броня, инжекторы с боевыми наркотиками и т.п.). И в его участи американская военка если и виновата, то лишь косвенно: агент Хорриган, еще будучи обычным человеком, при раскопках Военной Базы соприкоснулся c FEV, отчего скоропостижно мутировал. В Анклаве решили проследить за процессом мутации, и в итоге приняли решение оставить Фрэнка на службе правительства как идеальный образец «живого оружия».

 

4 место: «Highwayman – единственная действующая машина во вселенной Fallout»

Творчество фанатов. К сожалению, не в натуральную величину

Теоретически, автомобили на ходу присутствуют в обоих «Фоллаутах» (не говоря уже о Fallout Tactics). Супермутанты для перемещения по пустыне использовали паровые грузовики. В NCR, согласно официальной статистике, на 3000 жителей приходится 200 машин. Другое дело, что все это вынесено за скобки, чтобы дать игроку возможность почувствовать себя "первым парнем на деревне", а не одним из множества автовладельцев.

 

 

3 место: «Когти Смерти произошли от енотов»

Ранние наброски к Fallout 1: разумный енот и Коготь Смерти (не родственники!)

Модель "современного" Когтя Смерти

Действительно, в центральном компьютере Glow (Fallout 1) содержится информация о том, что из числа инфицированных FEV подопытных животных только енотам удалось сбежать и, скорее всего, размножиться на воле. Вполне логично, что игроки сложили два и два, и получили правдоподобную версию происхождения Когтей Смерти. На самом же деле, в первоначальной версии Fallout планировалась отдельная локация Burrows, населенная разумными енотами. Впоследствии разработчики отказались от этой идеи, она не очень-то вписывалась в мрачную концепцию постапокалипсиса, но упоминание в текстах оставили. Когти Смерти же не имеют никакого отношения к млекопитающим, и, как утверждается в Fallout 2, произошли от рогатых хамелеонов.

Справедливости ради, на ранних концепт-артах Коготь Смерти действительно напоминает нечто вроде кровожадного енота-мутанта. Превратить этих существ в рептилий решили после ознакомления с монстрятником AD&D: по сути, финальный внешний вид Когтей один в один срисован с небезызвестной тарраски.

 

 

2 место: «Парнишку с фаллуатовских иллюстраций зовут Pip Boy»

Просьба не путать!

Очень распространенная ошибка, которая просочилась даже в FalloutTactics. На самом деле Pip Boy'я можно увидеть только на корпусе одноименного прибора – это рыжий остроухий субъект в желтой одежде, на которого всем известный блондин в синем комбинезоне ничуть не похож. Подлинное имя лже-Pip Boy'я – Vault Boy. Он является символом фирмы Vault Tec и часто фигурирует в ее рекламе и на страницах изданных ей книг. Также он олицетворяет систему S.P.E.C.I.A.L.

В фанатской среде одно время этот персонаж был известен как Fallout Boy. Однако сейчас от этого термина отказались, чтобы не путали с известной рок-группой и персонажем из "Симпсонов".

 

1 место: «Действие Fallout разворачивается в нашей вселенной»

В самом деле, где же ему еще разворачиваться? Но все не так просто. Наступивший в этом мире двадцать первый век с лазерными бластерами, суперкомпьютерами размером с комнату и пришедшим в каждый дом мирным атомом не имеет ничего общего со временем, в котором мы живем… но именно так «светлое будущее» представляли в 1950-х годах. Во вселенной Fallout микросхемы так и не пришли на смену вакуумным лампам, вместо ж/к-мониторов человечество ломало глаза за черно-белыми телеэкранами, а олицетворением ядерной угрозы стала не межконтинентальная баллистическая ракета, а пузатая бомба образца сорок пятого года.

Более того, сами законы физики в Fallout отличаются от известных нам – эта вселенная функционирует в соответствии с научными познаниями полувековой давности. Так, в мире Fallout не было ядерной зимы: ведь концепция этого явления была разработана только в 1970-х. Радиация тут не так опасна, как в действительности: на зараженной земле можно жить спустя всего десять лет после бомбардировки. Зато излучение часто становится причиной массовых мутаций, что в нашей реальности актуально в основном для трэша про «ужасных радиоактивных монстров»…