Рафаил Фаткулин, 13 января 2016
Ultima Online для ветеранов ММО – как «Песня о далекой родине» для Штирлица. От одного упоминания взоры затягивает туман тяжелой ностальгии, на глазах наворачиваются высокооктановые слезы, а фонтаны красноречия начинают извергать словесные потоки о непреходящей ценности того, что ушло и больше никогда не вернется. Хотя страждущие отдали бы половину месячной зарплаты всего лишь за надежду на обратное.

Врут, конечно. Случись такое, пожалели бы и половину недельной. Но золотое зернышко истины в их соплях присутствует: Ultima Online и в самом деле большой фетиш в ММО-рядах ценителей песочного геймплея. Разумеется, та Ultima Online, оригинальная, которую еще не коснулась порча казуала. Уже лет пятнадцать как она живет в памяти своих апологетов, откуда ее не вытравить никаким дустом новомодных трендов.

Конкуренты лишают добычи

Когда приличное количество народа что-то любит, финансовая эксплуатация этой любви – не вопрос, а ответ. Хотя всегда остается проблема денежных потоков. Разработка любой ММО жрет бюджет аки саранча – колхозные поля. Отдача же от песочниц в стиле Ultima Online сильно уступает в своей эффективности азиатскому трешу. Или считается, что уступает, ибо треш конкурирует с десятками себе подобных, а ММО-ниши фактически пустуют.

Немецкая Sandbox Interactive вздумала это проверить и не разочаровалась. Достаточно было намекнуть, что Albion Online в душе – почти что наследница той самой «Ультимы-на-линии», как фанатики слетелись на закрытые тестирования игры что стервятники на недоеденный труп антилопы гну.

Стража охраняет границу опасной и безопасной зон

Тесты проводились по популярной нынче формуле имени наборов основателей. Допуск в альфу стоил от 50 до 100 долларов, а в стартовавшую в недавнем ноябре бету можно затесаться всего за зеленую тридцатку. При этом альфы длились не дольше месяца, тогда как бету обещают протянуть до марта. Кажется.

В этот отрезок времени должно уложиться плотными рядами и колоннами тестирование многих судьбоносных дизайнерских решений, чтобы донести судьбу Albion Online до конечного потребителя, не расплескав по дороге ничего из самого обаятельного и привлекательного. Вот только беспокоит укоренившийся в глубине души вопросительный знак, есть ли там что расплескивать?

Граница красной и черной зоны. Черепа намекают на печальную участь всякого туда входящего

ММО-ЛОЛ

Увы, но без тени сомнения можно заявить, что общего между Albion Online и Ultima Online столько же, сколько между словосочетаниями «кузькина мать» и «мать Тереза». То есть одно слово в названии и принадлежность к тому же самому роду. В данном случае, – ММО-игр.

Если задаться принципиальным желанием подобрать творчеству Sandbox Interactive наиболее близкую аналогию, то это будет массивно-онлайновая MOBA. Что-то вроде League of Legends или Dota 2, только не 5 на 5 на небольших картах-аренах, а сколько влезет на сервер в приличного размера мире. С обязательной добычей ресурсов и производством.

Все торговые хабы в игре соединены телепортами. Казуально, но удобно

Бои 5 на 5 на картах-аренах в Albion Online, впрочем, тоже присутствуют. В режиме G-v-G (или «гильдия против гильдии»). Такие битвы случаются, чтобы дать в потомстве владение какой-нибудь прибыльной собственностью. Видов собственности много, и расположена она исключительно в PvP-зонах, поэтому может верно служить передовым форпостом в операциях по истреблению окружающих ботов.

Это очень важные операции. Или даже ну очень важные. Так как система прокачки в игре тоже весьма напоминает «мобы». У персонажей отсутствуют какие-либо навыки. В принципе. Их класс, умения и характеристики зависят исключительно от экипировки. Нацепил тяжелую броню, взял в руки тесак и щит – стал танком. Надел легкую броню и прихватил в бой двуручный топор – превратился в мясорубку ближнего боя.

А замена топора на посох из кого угодно сделает мага. То же самое относится к лукам, арбалетам, кинжалам, боевым посохам, копьям, молотам и т.д. и т.п. В том смысле что оружия в Albion Online – как металлолома на танковом заводе. И каждое можно использовать без каких-либо ограничений.

И все это можно прокачать одному персонажу… к следующему веку

Качать не перекачать

Точнее, одно ограничение есть – уровни. Все снаряжение (и оружие, и доспехи) ранжировано как вертикально (11 уровней), так и горизонтально (первый ранг, второй и третий). И чем дальше от начала оси координат, тем дольше качать. То есть количество монстров, которое необходимо убить для возможности использовать экипировку уровня 11.3, лишь немногим меньше плюс бесконечности.

Квесты-задания-миссии в Albion Online отродясь не водились, отчего истребление ботов – единственный приемлемый метод прокачки. Какой-то опыт дают за PvP, но именно какой-то. Не говоря уже о том, что убивать игроков куда сложнее, чем «неписей».

Далее следует альтернатива: крайне нудно и монотонно качаться на мобах или плюнуть, забить и забыть. Практически не сомневаюсь, что выбор может запросто оказаться не в пользу усилий разработчиков. Разумеется, бета – на то и бета, чтобы разобраться и исправить. И девелоперы уже предпринимают отдельные усилия в данном направлении, повышая частоту респавна монстров и их экспоотдачу, однако увлекательности в прокачке по-прежнему не больше, чем в разгрузке 50-тонного вагона с цементом на своем горбу.

Одному в этом лабиринте делать нечего – сожрут

Разнообразить геймплей призвано PvP, и с ним в самом деле повеселее. Пусть опыта дают мизер, зато можно грабить трупы врагов, забирая все, что у тех было и пережило смерть хозяина (при убийстве игрока часть его имущества случайным порядком превращается в мусор).

Если кто-то заметил выше по тексту упоминание PvP-зон и сделал вывод, что нападать на игроков можно не везде, то я падаю ниц в восхищении перед его аналитическим талантом. Все в самом деле так. И даже еще сложнее. Всего в Albion Online четыре зоны, для простоты различаемые по цвету: зеленая, желтая, красная и черная.

В первой нет никакого PvP. От слова совсем. Во второй игроков можно атаковать, если включить PvP-режим. Однако смерть отсутствует – только нокаут. Потому и тело не ограбить. В красной все то же самое, что и в желтой, только вместо нокаута – смерть. И последующий грабеж тут как тут. Наконец, в черной PvP-режим включается автоматически, хочет того игрок или нет.

Здесь ремонтируют даже лошадей

Осторожный пессимизм

Отсюда вопрос: зачем пугливому «кариберу» соваться туда, где его разве что не зажарят и не съедят? А затем. То, что для прокачки необходимо истреблять ботов, – это лишь часть истины. Вся же она выглядит так: для прокачки необходимо истреблять ботов подходящего уровня. Чтобы прокачать оружие шестого уровня, надо охотиться на монстров пятого уровня или выше. Дальше же – еще круче. И охота возможна только там, где в любой момент могут напасть и нокаутировать, а то и насмерть.

Другой принципиальный момент – производство. В Albion Online нет ничего готового к пользованию – даже самую бесполезную штуковину необходимо сначала добыть в виде сырья, а затем произвести. В альфах были отдельные мелочи, падавшие с NPC, в бете не осталось и их.

И опять же сырье высокого уровня водится исключительно в PvP-зонах. Да и производство самого крутого арсенала возможно тоже только там. Вот и лезут, несчастные, не приспособленные к суровым военным тяготам. Или не лезут, а бросают играть. При этом если пойти им навстречу и сделать послабления, то смысл в войне с игроками вовсе исчезнет. Против чего уже категорически возражают фанатики PvP.

Цены на ездовых волков кусаются

И уж совсем не ясно, как разработчики собираются создать равные условия для компьютерщиков и планшетчиков (одна из заявленных фишек Albion Online – мультиплатформенность). Пока у последних на равных получается разве что ковырять ресурсы в безопасной зоне. И то не уверен.

Резюме из опыта общения с игрой у меня назрело такое: шагать еще и шагать разработчикам в обход обнаруженных и затаившихся геймплейных засад. Или набраться решимости и пойти на них в лобовую. Но в обоих случаях дать гарантию на успех я бы не рискнул. Хотя, наверное, это не пессимизм, а осторожность.