Александр Васнев, 14 февраля 2017

Игра по фильму Apocalypse Now была анонсирована явно не в то время. Случись это лет пять назад, когда Kickstarter был молодым и популярным, собрать запрашиваемые $900 тыс. точно не стало бы проблемой. Проблемой могло стать только придумывание дополнительных целей для кампании, чтобы увеличить итоговую сумму раза так в три.

Но сейчас все иначе. Пользователь пошел осторожный. Семь раз отмерит – один задонатит. Ведет себя, словно крупный издатель, то есть отдает предпочтение продуктам знакомым, проверенным временем – иными словами, сиквелам. Но и то – с оглядкой. Как результат, пусть и уверенно, однако без былого куража собирают свои сотни тысяч Banner Saga 3 и Sunless Skies. Только Pillars of Eternity 2 на родственном Fig’е шикует с прежним, миллионным размахом.

Сами авторы называют игру кислотным вариантом Fallout: New Vegas в декорациях вьетнамской войны

И в этом вот царстве консерватизма и расчетливости вдруг появляется игра по Apocalypse Now. Появляется не без помпы, с поддержкой и благословлением самого Копполы. Парадом командуют, как это водится, ветераны индустрии (в их числе Джош Сойер, в прошлом главный по Fallout: New Vegas). Релиз намечен на далекий 2020 год, но деньги требуются уже сейчас. Причем не упомянутые $900 тысяч – это так, аперитив, а почти $6 миллионов, которые планируется собрать уже после завершения кампании на официальном сайте проекта. Чем мотивируют на щедрость? В основном словами, обещаниями удивить и впечатлить. Но вот какая закавыка – сколько мы ни пытались сложить воедино известную об игре информацию в единую картину, получается все время какой-то сюрреализм.

Доброе утро, Вьетнам!

Вопросов Apocalypse Now вызывает и в самом деле с избытком. Даже сам выбор темы выглядит немного странным. Да, Мартин Шин и Марлон Брандо – это круто. Запах напалма по утрам – тоже круто. Вертолетная атака под «Полет валькирий» – вообще космос. Но игра по всему фильму? Вы себе ее представляете? Мы с трудом. Да, можно было бы сделать обычный шутер, добавить в него знакомых героев, знакомые места и налепить логотип фильма. Получится, конечно, трэш, но это хотя бы будет понятный трэш. Однако разработчики решили пойти собственным непростым путем. Не хотим, говорят они, шутер. Не про то фильм. И тут с ними не поспоришь, действительно не про то. Но дальше уважаемые сэры начинают рассказывать, что же они все-таки задумали, и ум начинает постепенно заходить за разум.

Капитан Бенджамин Уиллард, он же Мартин Шин, если кто не узнал

У ужаса есть лицо

Самое главное, что нужно запомнить, речь и в самом деле идет не о шутере. Это ключевой посыл, который авторы повторяют при каждом удобном случае. Да, вид от первого лица, но задача наша заключается не в том, чтобы сократить население коммунистического Вьетнама на пару тысяч человек, а чтобы, как и в фильме, заплыть на катере в богом забытые края и убить американского полковника Курца. Того самого, который послал куда подальше дядюшку Сэма и организовал свою маленькую армию, воюющую по принципу «против всех». Главный герой – опять же как в фильме – капитан Бенджамин Уиллард. И команда на катере – та же. И все показанные в картине места мы посетим в обязательном порядке (но не только их, надо полагать).

Съемки

Поскольку правительство США идею фильма восприняло без всякого энтузиазма (видимо, потому что героические американские солдаты в нем получились не очень героическими и никого толком и не побеждали), съемки «Апокалипсиса сегодня» проходили на Филиппинах, которые в то время (как и сейчас) находились не в лучших отношениях со Штатами.

Изначально планировалось уложиться в несколько месяцев, но в итоге вся эпопея растянулась на полтора года. Причин для задержек оказалась масса, и некоторые из них сейчас звучат забавно. Например, в съемках участвовали военные вертолеты местных вооруженных сил. Режиссеру и его команде приходилось тратить немало времени, чтобы объяснить пилотам, что именно от них требуется. Зачастую после такого вводного курса военных забирали и отправляли на борьбу с повстанцами (уже настоящими, а не киношными). Затем пилотов присылали обратно, но уже других, и все приходилось начинать заново.

Как говорил сам Коппола: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну – нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума».

Пока ничего страшного, согласитесь. Страшное начинается позже, когда выясняется, что это будет игра про выживание. То есть про добычу припасов, бензина для лодки, медикаментов и прочего. Причем RPG. С характеристиками, умениями и прочим. То есть линейная RPG (по крайней мере, без открытого мира – об этом прямо говорится), в которой нам надо добраться из точки А в точку Б, чтобы прикончить съехавшего с катушек военного, и при этом действовать придется в условиях постоянной нехватки всего на свете. И с упором на стелс, потому что тут не шутер. А еще с элементами хоррора – потому что война без ощущения ужаса, это не война. Честно говоря, уже на этой стадии мозг начинает сбоить, пытаясь сообразить, что именно разработчики в итоге планируют получить.

Да, выходила недавно инди-игрушка Flame in the Flood, которая на первый взгляд очень похожа на Apocalypse Now. Постапочная реальность. Девчушка и ее пес сплавляются по реке на плоту. Время от времени делают остановки, чтобы пополнять запасы. Но эта задумка работала, поскольку, во-первых, главной героине практически не приходилось общаться с другими выжившими (таковые были в явном дефиците) – то есть бери все, что не прибито гвоздями, и никто тебе ничего не скажет, а во-вторых, в силу не самых выдающихся физических кондиций барышни даже встреча с волком могла стать для нее последней. Схема получалась простой – хватай что нужно и постарайся не быть съеденным. В случае с Apocalypse Now у нас уже имеется отряд вооруженных до зубов мужиков, который запросто обнесет любую деревеньку, даже если там окопалась пара бенгальских тигров. Но самое главное – мир фильма, он все-таки населен, и поэтому принцип «что нашел, то твое» тут не прокатит. Ну, или прокатит, если перестрелять каких-нибудь безоружных крестьян, но мы же помним, что у нас тут не шутер, у нас стелс и хоррор. Значит, решать проблему снабжения придется иначе.

На этом редком кадре запечатлен стелс из Apocalypse Now в естественной среде обитания

Вы что, обменяли наше горючее на девушку месяца?

Апокалипсис вчера

Существует версия, что идея фильма родилась у Копполы после просмотра немецкой картины «Агирре, гнев божий», вышедшей в 1972 году (за 7 лет до «Апокалипсиса»). В ней экспедиция конкистадоров отправлялась на поиски Эльдорадо. Поначалу шли с помпой, кто-то даже жен и дочерей с собой взял, но чем дальше вела дорога приключений и чем больше индейских стрел попадало в колени и другие части тела, тем разительнее были перемены настроения. В какой-то момент испанцы построили большой плот, и поход превратился в сплав.

Собственно, долгое путешествие по реке в тропиках – внешнее сходство двух фильмов. Влияния такого похода на психику (в условиях постоянной угрозы для жизни) – сходство уже внутреннее.

В «Агирре, гнев божий» граждане-приключенцы благополучно сошли с ума, объявили окрестные земли своей собственностью, назначили одного из конкистадоров правителем и лишили власти короля Испании (о чем король Испания так никогда и не узнал). Кончилось все в конечном счете хорошо. Все умерли.

Когда дело доходит до конкретики и примеров, ветераны индустрии становятся очень скупы на подробности. Например, говорится, что припасы и снаряжение на территории, которые контролируют войска США, можно будет находить при исследовании локации, забирать с убитых врагов, выпрашивать у военных и получать в награду за выполнение квестов. Последнее звучит странно. Понятно, что многие командиры на местах класть хотели на какого-то заезжего капитана – у них там передовая и все сопутствующие прелести жизни. Но квесты? Причем, очевидно, что вариант «убей 10 вьетнамцев» исключается (не шутер же). Что еще остается? Сходить в разведку (и подставить под угрозу всю операцию)? Наколоть дрова? Постирать портянки у всего взвода? Обменять девушек из «Плейбоя» на топливо? Такая сцена, кстати, была в режиссерской версии фильма, правда, с точностью до наоборот: команда катера отдала запасы горючего в обмен на время для приватного общения.

Идем дальше. Что делать, когда мы попадем на территорию, которую контролирует противник? Здесь ручеек подробностей пересыхает полностью и приходится исключительно гадать. Воровать у вьетконговцев? То есть подплыть на лодке к вражеской базе и втихаря вынести мешок риса? А потом забежать еще раз и стащить канистру топлива? И так вплоть до финала? Конечно, в какой-то момент на помощь может прийти фильм и еще один эпизод из режиссерской версии, в котором Виллард и его отряд смогли отдохнуть на французской ферме. Но это единичный случай. Если понатыкать такие фермы на всем пути, так сам же Коппола авторам после этого руки не подаст. Кстати, не забываем, что разработчикам надо как-то набрать заявленные 18-25 часов геймплея. И что  еще должна быть прокачка (от скиллов будет зависеть в первую очередь то, как Виллард общается с другими людьми и как ориентируется в джунглях)? И хоррор тоже где-то должен быть, хотя он пока в общую картину совсем никак не вписывается.

Долго и безуспешно шли поиски того, кто же на самом деле развалил часовню

Апокалипсис? Сегодня?

Допустим, игра получается настолько новаторская, что объяснить суть ее механик на пальцах нельзя (кстати, мы еще не упомянули нелинейность, поскольку члены экипажа – личности с большой буквы, и то, как сложится их судьба, зависит в том числе и от нас), но, когда о чем-то не получается внятно рассказать, это что-то показывают. Казалось бы, вот оно спасение – ведь разработчики же сами заявили, что у них имеется играбельный прототип. Но нет, все, что нам пока удалось увидеть – минутный трейлер с нарезкой сцен из фильма, воссозданных на движке игры.

Словом, с какой стороны ни посмотри, все время какая-то бредятина мерещится. Да, по отдельности многое из заявленного звучит круто. Благословение Копполы – это круто. Запах напалма по утрам... Впрочем, мы уже повторяемся. Но в целом из всех этих маленьких «круто» одно большое «круто» пока не складывается. И судя по плачевной ситуации на Kickstarter’е, (после двух недель кампании собрано даже меньше $200 тыс.), проникнуться прелестью замыслов разработчиков смогли очень немногие.