22 марта 2015

Солнце лопнуло хеппибездным шариком, луна истаяла торфяным дымом, звезды – белые искорки, дурные малютки – перхотью посыпались с небесного покрывала оземь.

П

ришла Тьма, окружила Тьма, обняла Тьма. Я слышу шорохи, шаги и вздохи. Уже почти совсем не страшно. Уже. Почти.

Хочется верить, что Эдгард Дэвидович По и Говард Уилфридович Лавкрафт остались бы довольны после встречи с Darkest Dungeon. Хочется верить, что два сих замечательных джентльмена, балагура и весельчака непременно бы взялись за пристальное изучение этой игры, ее души и атмосферы, после чего по-отечески облобызали весь творческий коллектив Red Hook Studios в обвисшие бледные щечки. Хочется верить. Но доктор только крепче затягивает рукава моей специальной рубашенции, гладит по мягкой голове и готовит шприц с чем-то вдохновляющим. Доктор, за вами ведь тоже придет Тьма.

Тьма приходит за всеми

Слив немного пафоса и продышавшись, суть прожекта начинаешь понимать в полной мере. Положенный сюжетный зачин включает в себя разоренное семейное гнездо, перебитые родовые яйца, выкорчеванное к чертям рогатым генеалогическое древо и общее беспокойное ощущение. Седовласый предок, промариновавшись в скучном быту, решил позабавиться археологией и истратил состояние на раскопки давно заброшенных катакомб. Результат, точно в рекламе пилюлек от эректильной дисфункции, превзошел все ожидания – позевывая и потягиваясь тентаклями, пробудилось местное Зло (заглавная буква обязательна), заодно растормошив все потустороннее в радиусе поражения. Седовласый предок пустил свинцовую дулю в висок, успев, впрочем, накатать жалостливое письмецо единственному уцелевшему потомку. То есть нам. Три, два, один – поднимайся, занавес!

Пустошь

И уцелевший потомок немедля выходят на сцену. Эдаким призраком оперы, незримым управленцем, ограничиваясь стратегическим контролем над реалиями. Зажав между указательным, средним и большими пальцами скальпель и сделав разрез, строение Darkest Dungeon постигаешь скоренько. Проста – но ни в коем случае не примитивна. Есть городишко: огрызок землицы, забитой трухлявыми полуразвалинами. Есть кандидаты в герои: новые кадры, желающие славы, поступают в мясорубку еженедельно. Есть гильдия, кабак, церковь, кузница, дурдом, палатка энтузиаста-следопыта и кибитка, где цыганистого облика мамзель барыжит контрабандными артефактами. И все это – запустело и полудохло. Приводить населенный пункт в чувства предстоит субсидиями да вливаниями: походы в подземелья по итогам приносят не только злато (на которое растущие в уровне персонажи обновляют гардероб, арсенал и тренируют профильные навыки), но и реликвии – портреты, бюсты и прочий подобный скрап. Данный мусор у местных в цене, а потому потребляется пачками. Вложив сотню-другую бирюлек в деревушку, замечаешь прямую отдачу. Отдачу для успешного исхода кампании необходимую.

Вглубь

На рандеву с детьми подземелья собирается весь честной народ. Выступают в поход обязательным квартетом – в большем или меньшем составе приключенческие забеги устраивать не позволяют. Классовое разнообразие Darkest Dungeon – не строчка для галочки, но справедливый повод для гордости. В походовых боях в дело вступают презанятные механизмы. Атака по нескольким целям, ближний и дальний бой, ослабление, паралич… А враг на рыло вышел разнообразный и хитрых приемов не стесняется. Торопливость и обманчивая легкость первых пещер быстро сводят пестованных бойцов в сыру землю – а из могилы обратного пути нет, тем паче что благословенный save game делается автоматически и существует в единственном экземпляре. Раз совершенная опрометчивость преследует до конца, а беспокойные духи скончавшихся братиев и сестриев по оружию выводят язвительные рулады. И поделом.

Умельцев, способных выхаживать раненых, в Darkest Dungeon завезено, но нет смысла ожидать от них излечения изничтоженного до предфаршного состояния коллеги – обычно исцеляется либо весь отряд на невеликую сумму здоровьица, либо конкретный воин на сумму чуть большую, но опять же – невеликую. Спасительная медсестра-весталка здесь, пожалуй, исполняет роль главного контрабаса, хотя в своих благотворных возможностях не одинока. Жрица, кстати, способна и приложить богоугодной дубиною или болезненным дебаффом, но по наносимому урону до коллег, коим на роду написано промышлять мясницким делом, конечно, не дотягивает. Крестоносцы, охотники за головами, расписанные под хохлому варварши, – горе тому, кто посчитает их между собою схожими, не разобравшись в тонкостях применения. Оппозиция прожует да скушает – и не подавится.   

Чапаев и густота

Пока партийный паровоз вперед ползет, холодно потея и нервно икая, у пассажиров, помимо привычных по жанру увечий, накапливается самый натуральный стресс. Блуждания среди теней скрашивает факел: поддерживать его в бодром состоянии жизненно необходимо. Прогулки по катакомбам в любом случае навряд ли пройдут без последствий, и у бывалого скитальца со временем накопится изрядный букетец болячек – от склонности к мазохизму и страсти покопаться без разрешения Его Величества Игрока в подозрительного вида мусоре, до банального венерического заболевания. Так и случаются паладины-сифилитики с пагубной страстью к азартным отрадам и самобичеванию, делящие героические невзгоды с грабителями могил, коих не пускают в дом свиданий по причине слишком яркого воображения и излишнего энтузиазма. Се есть восторг.

Бесконечная петля город-подземелья-город бережно, если не нежно, обвивает вокруг талии и прикручивает к креслу. «Ранний доступ» в Darkest Dungeon показал хороший класс. Теперь осталось выдержать подобный темп до самого финала.

Текст: Илья ПОЛЯКОВ