Андрей Щур, 15 января 2016
Невероятно, но факт: оказывается, инди-разработчикам иногда можно верить, когда они говорят про сроки. Студия Offworld, грозившаяся выпустить альфу своего творения в свободный доступ где-то под Рождество, сдержала данное слово: 15 декабря Squad появился в Steam.

Перво-наперво следует уяснить, что это – альфа. Поэтому функционал не то что не отполирован, он в большинстве случаев еще даже не прикручен. Так что судить его рано. Но поскольку проект интересный, удержаться и не заглянуть – тоже, сами понимаете, было невозможно. Так что приступим.

Основной режим игры – захват и удержание опорных точек/флагов

Неброское очарование

Главное меню Squad выглядит очень аскетично: тренировка, браузер серверов и настройки. Никаких заигрываний с перманентной статистикой, раскачкой классов, оружием, ачивками и прочей новомодной лабуды. Просто открываешь список серверов (некоторые из которых рассчитаны аж на 72 человека), ищешь понравившийся и отправляешься в бой. Ни фильтров, ни даже счетчика пинга пока нет, так что поиск ведется наобум, но методом тыка можно довольно быстро найти сервера, где тебя на бегу не телепортирует с места на место.

Запускаем первую попавшуюся карту, ждем, пока движок Unreal 4 задумчиво похрустит жестким диском, и попадаем в меню респавна. Которое по-прежнему сохранило многое со времен Battlefield 2 (ранее разработчики из Offworld трудились над популярным модом для «батлы» под названием Project Reality). Преемственность налицо: слева – та же разбивка на отряды и выбор класса бойца, а справа – карта с метками игроков и захваченными ключевыми позициями.

И сразу первый интересный штрих: максимальное количество бойцов в одном подразделении – девять человек. При этом количество специализированных классов ограничено (например, медиков может быть всего два), и некоторые из «продвинутых» профессий, вроде снайпера или гранатометчика, становятся доступны, только когда отряд уже почти полностью укомплектован. Игра недвусмысленно намекает людям собираться в полноценные отряды и серьезно ограничивает количество оружия с оптикой.

Рождаемся, осматриваемся. Карты (сейчас их где-то с полдюжины) крупные, относительно ровные и с виду вроде как невзрачные: поля, холмы, изредка дороги и дома. Основных тематик две: либо европейского вида лес, либо запыленные ближневосточные равнины. Нет никакой игрушечности и нарочитой киношности – падающих небоскребов и подобной чепухи. Все предельно реалистично, но при этом зачастую неожиданно интересно с точки зрения архитектуры уровней.

Дымы – очень полезная штука как в нападении, так и в обороне

Ближневосточная деревенька с несколькими улицами и засеянными полями вокруг представляет собой смесь из открытых пространств и хитросплетений переходов между хаотично налепленными двориками. А поросшие лесом и травой тенистые холмы могут неожиданно привести в открытую долину с руинами средневекового замка. В общем, при всей своей внешней невзрачности карты в Squad смотрятся весьма неплохо. И кстати, графика хорошо масштабируется под слабые машины, благодаря гибкому «анриловскому» движку. Можно выставить все на максимум и любоваться сколами камуфляжной краски на мушке М4. А можно сбросить на минимум и играть так, словно на дворе первая половина 2000-х.

Вооружение бойцов тоже выглядит довольно обыденно. В игре четыре стороны: США, Россия, условные арабы и условные же повстанцы. Арсенал – привычные «эмки» у амеров, а у остальных сторон вариации на тему АК. Но должен сказать, что общее ощущение от оружия на редкость приятное. Разработчикам удалось удачно совместить хорошие модели, правдоподобную анимацию отдачи и очень качественную озвучку, в результате чего возникает ощущение, что держишь в руках настоящее оружие. Пусть в игре и нет сотни типов стволов, но то, что есть, вполне соответствует пословице «лучше меньше да лучше».

ArmaBattlefield

Как только начинаешь играть, сразу понимаешь: в Squad бережно сохранились и другие традиции из Project Reality. То есть хардкорность геймплея от Arma при простоте и удобстве управления от Battlefield. В движениях бойца нет ни капли скованности и неуклюжести свойственной комбатсиму от Bohemia Interactive. Однако как только начинаешь стрелять, тут же остро ощущаешь, что про привычные любому аркадному шутеру штурмы рэмбо-стайл в полный рост с зажатым спусковым крючком можно смело забыть. Только четко выверенное позиционирование и огонь одиночными по необходимости. И никакой соло-самодеятельности: боевой единицей в Squad является именно отряд. В этом игра полностью оправдывает свое название – нормальное подразделение просто разойдется цепью и задавит любого одиночку с флангов.

Такая слаженность появляется не только благодаря сыгранности, но и встроенным в игру каналам голосовой связи. Причем, по старой доброй батфилдовской традиции, их тут целых три: обычный разговор вблизи, чтобы общаться с любым товарищем по команде, рация для переговоров внутри отряда, и отдельный канал связи между командирами сквадов. Поскольку никаких 3D-маркеров и попсовой подсветки целей в игре нет, голосовое общение становится главным и наиважнейшим источником информации о замеченных противниках. Ну и плюс возможность командира отряда вручную ставить маркеры на карте для общего руководства подчиненными.

Командир отряда, кроме всего прочего, может еще создавать временные точки респавна

На данный момент явных минусов у Squad, заметных невооруженным глазом пришлого человека, всего два. Не хватает техники, которая есть на рекламных скриншотах, но по факту еще не введена (а наличие на поле боя транспортных и боевых драндулетов сильно изменит весь геймплей). И второе – цена. Хотя для российских игроков ее и урезали в два раза, все равно ценовой порог в 1500 рублей для, как ни крути, довольно нишевого хардкорного шутера потянет далеко не каждый. Но если вы устали от аркадных прыгоскоков CoD и BF, а лаги в Arma вас раздражают не меньше, то Squad окажется вам в самый раз.