6 апреля 2015

Жизнь мэра не сахар, ведь приходится постоянно решать трудные проблемы.

В

о сколько обойдется расселение и снос жилого дома, чтобы освободить место для нового торгового комплекса? Какой фирме дать выиграть тендер на строительство? И как без ущерба для здоровья за один день трижды поужинать с нужными людьми?

Но все эти животрепещущие вопросы так называемые «симуляторы мэра» нагло игнорируют: ни задачек по распилу бюджета, ни изобретения и реализации коррупционных схем. Только шаблонная забота о здоровье, образовании и прочих бытовых удобствах постоянно прибывающих гостей города, которые так и норовят остаться в нем навсегда. Вот и Cities: Skylines из таких: дай жителям возможность учиться, лечиться, мыться и хоронить усопших родственников, – и они будут безропотно работать, платить не очень высокие налоги и строчить в здешний «твиттер» всякую бессмыслицу.

Забот полон рот

Градостроительство устроено привычным образом: протянули дорогу – вдоль нее образовались зоны, которые можно отдать под жилую, промышленную или коммерческую застройку. Тут же выясняется, что город можно застраивать буквально точечно, пуская в ход самые незначительные территории: даже на крошечную «клетку» между заправкой и многоэтажкой может влезть какой-нибудь мелкий предприниматель. Его, впрочем, тоже нужно обеспечить электричеством, водопроводом и водоотводом.

Однако точечной застройкой лучше сильно не увлекаться, пробки – бич любого крупного города – могут превратить цветущий мегаполис в филиал ада на земле. Поэтому дорожный вопрос надлежит продумывать основательно и заранее, иначе люди будут гореть в собственных домах при наличии в округе трех пожарных станций, убитые горем родственники не смогут вывезти трупы свежеусопших домочадцев на кладбища, а навеки застрявшие в пробках мусоровозы позволят утонуть городу в отходах.

Кстати, об отходах. Борьба с ними – одно из немногих серьезных испытаний в игре: почтенные горожане загаживают все вокруг даже быстрее отдыхающих на речке «любителей природы», помойки заполняются с огромной скоростью, а их очистка занимает чудовищно много времени.

Политика партии

Город разрешается абсолютно произвольно разделить на районы, каждому из которых можно выбрать так называемую «политику»: например, разрешить легкие наркотики, что привлечет туристов и напряжет местную полицию; запретить домашних животных, что снизит количество мусора, но разозлит горожан, и так далее. Но куда важнее возможность определять политику промышленных районов, собственноручно выбирая, где нужно развивать сельское хозяйство, где тяжелую промышленность, а где добычу полезных ископаемых. Эта функция позволяет очень деликатно отстраивать свой город, до мелочей определяя его вид и содержание. Ноют, скажем, промышленники, что им не дают земли, – так выдать пару гектар, но сугубо под фермы: это и предпринимателей удовлетворит, и не повредит экологии (а где-нибудь за тридевять земель, на необжитой территории, акулам капитализма можно отдать участок и под заводы, убивающие все живое в радиусе пары километров).

Город с эффектом

В Cities: Skylines любой более-менее толковый управленец сможет без труда сколотить серьезное состояние. Даже при том, что почти каждое здание, водосточная труба и вышка ЛЭП еженедельно требуют определенной (порой немаленькой) суммы на содержание, новые горожане прибывают настолько активно, что только успевай размечать зоны под дома, фабрики и магазины.

Только вот когда бюджет города будет измеряться суммами с пятью нулями, а душа начнет страстно желать украсить мегаполис всякими архитектурными излишествами, выяснится, что их в игре особенно-то и нет. Если в функциональном плане город позволяется выстроить по своему желанию до мелочей (одних дорог тут с десяток видов), то визуальных украшательств совсем немного: несколько типов парков, пешеходные дорожки и с десяток уникальных зданий для туристов – вот практически и все. Хорошо хоть скучным пейзаж города не назовешь: моделек зданий в игре море, и каждый домик в квартале хоть чем-то да отличается от соседнего.

Зато интерфейс вышел одним из лучших в жанре: при всем обилии информации и возможностей не приходится тратить ни единого лишнего клика на вызов нужной функции. Разработчики также учли, что стремительно развивающийся город требует постоянной перестройки, поэтому большинство муниципальных и инфраструктурных зданий можно без труда перенести в другое место, не снося, а дороги – постепенно усовершенствовать, сделав, например, тише.

Cities: Skylines умудрилась дебютировать в очень удачное время, когда оба главных конкурента переживают не лучший период: каждая новая часть Cities XL больше походит на платный патч или DLC, а свежая SimCity совершенно не оправдала возложенных на нее ожиданий. Cities: Skylines же, пусть и не предлагает ничего кардинально нового, но хорошо отрабатывает обязательную программу, приправляя ее трогательной заботой об удобстве и нервах играющего.

Текст: Сергей КОСИН