11 декабря 2014

Достопочтенный сериал Megami Tensei радует поклонников уже, страшно сказать, почти три десятка лет.

В

ыпуски любой другой JRPG-саги столь преклонного возраста давно не отличишь друг от друга – даже ортодоксальные фанаты в них иногда путаются. Но старина «Мегатен» умудряется в каждом выпуске соригинальничать, несмотря на обязательное наличие общих для сериала особенностей.

Восточное королевство Микадо – обыкновенное феодальное государство. Богатые богатеют, бедные – работают. Но независимо от достатка, многие здешние парни и девчонки мечтают стать самураями – воинами, сражающимися с демонами. Отбор в самураи очень жесткий, но Флинн (или любое другое имя, которым обзовете персонажа) и несколько других человек испытание выдержали. Каждому счастливчику выдали по Gauntlet’у – крайне необычному для средневекового государства наручу. Необычен он наличием ЖК-дисплея, который регулярно демонстрирует говорящую электронным голосом женскую грудь, не вывалившуюся, впрочем, за рамки приличий. С помощью Gauntlet самурай получает ценную информацию, принимает квестовые задания и устанавливает разнообразные полезные в повседневной жизни приложения, например, переводчик с демонического на человеческий.

Поначалу такая техническая диковинка выглядит абсурдно на фоне средневекового замка или кузницы. Но очень скоро наличие подобного гаджета у воинов с мечами и рыцарскими доспехами получает логическое объяснение. Маленький спойлер – разрушенный Токио с крыши одного из небоскребов выглядит завораживающе.

Бес в ребро

Нечистая сила в сериале SMT всегда играла одну из ключевых ролей, и с чего бы это SMTIV менять древние традиции? Сослуживцы тут выступают неуправляемыми NPC, а роль подконтрольных в бою сопартийцев занимают демоны. Нечисть выглядит так, что сам Лавкрафт крепко бы пожал руку безумцам, чья фантазия их породила. Несмотря на жутковатый вид, с бесами можно договориться прямо по ходу боя. И даже рекрутировать в свой маленький отряд на полных правах соратников (будут получать новые уровни, и пользоваться уникальным набором умений).

Бесы – народ коварный. Выбрать «правильный» из предложенных ответов трудно, так как не всегда понятно какие жизненные принципы исповедует то или иное существо. К тому же одной болтовней демона в свои ряды не затащить, ему подавай то лечилки, то деньги, то дай себя покусать и т.п. И даже после этого хитрая тварюга может сбежать в неизвестном направлении. Но кое-что человеческое у демонов есть. Например, увидев, что плечом к плечу с нами сражается один из его одновидовых сородичей, бес ретируется или даже одаривает полезным предметом.

Традиционная для SMT функция Demon Fusion – выведение нового демона путем безвозвратного скрещивания нескольких бесов – в SMTIV осуществляется с помощью пикселястой бородатой головы старца, чем-то смахивающего на восьмибитного Хоттабыча. На смену двум средненьким чертятам придет один, но помощнее, для которого можно самостоятельно подобрать умения из предложенных.

Черт и ладан

Если в SMT: Devil Survivor сопартийцам игрока приходилось скакать по клеточкам, как во многих тактических JRPG, а в SMT: Strange Journey происходящее демонстрировалось на олдскульный манер, с видом от первого лица, то в SMTIV исследование подземелий и помещений происходит с видом из-за спины бегущего героя. В боях участникам конфликта отводится по экрану: портреты «наших» остаются на интерактивном нижнем, морды «ихних» появляются на трехмерном верхнем.

Разнокалиберные и разнородные демоны (встречающиеся за пределами игры в фольклоре народов мира) сражаются с героем и его дрессированной нечистью по мере своих бесовских силенок. Кроме как царапать, кусать, жалить и бить персонажа, порождения тьмы способны насылать немощь, отравлять не только существование, но и плоть, усыплять и причинять массу других неприятностей. Традиционно, многие существа обладают плохой сопротивляемостью к определенным спеллам. Обнаружение такой ахиллесовой пяты у любой из тварей вознаграждает игрока не только бонусами к атаке, но и правом на дополнительное действие за ход.

Бесогонный аппарат

Пообещав сделать SMTIV менее беспощадной к игроку, чем прочие выпуски сериала, создатели нас цинично обманули. Пышащие здоровьем демоны и не стыдно экипированный игрок, как и ранее, запросто могут быть отправлены прямиком на тот свет стараниями всего нескольких средненьких бесов. После чего нас с улыбкой встретит бледнолицый Харон. Ради загробный наживы лодочник готов сделать вид, что никакого «покойника» в глаза не видел, и отправить платежеспособного жмурика обратно в мир живых. Со временем цена воскрешения вырывается за рамки приличий, и воскресать уже может расхотеться. Правда, Харон до поры готов оживлять в долг. К оплате он принимает не только внутриигровую валюту, но и так называемые Play Coins – виртуальные монетки, которые появляются в меню 3DS, например, при ходьбе (нашагал сто шагов – получил монетку).

Впрочем, игра позволяет сохраняться в любой момент вне диалогов и боя, а всемогущий «сейв/лоад» повернее всяких жадных Харонов будет.

Можно жаловаться, что в команде разработчиков SMTIV отсутствуют многие люди, с успехом работавшие над прошлыми частями многоликого сериала. Что автоматически делает игру «не той, что прежде» в глазах некоторых ревностных поклонников. Можно сетовать, что SMTIV больше пришлась бы ко двору Wii U. До кучи – набросать еще десятка два причин, почему «не так и не эдак». Можно. Только вот зачем? SMTIV хватает тебя крепкой рукой, как у тех демонов, и крепко держит, пока 3DS не предупредит о разряжающемся аккумуляторе. Увлекательность у игры сумасшедшая, а финалов – несколько. Изгонять бесов можно долго и с удовольствием.

Наш рейтинг: 8

Текст: Владимир ПУГАНОВ