20 октября 2015

Полгода назад мы публиковали обширное превью на World of Warships – и, надо сказать, с той поры изменилось немногое.

П

оявились новые корабли и карты, улучшилось графическое оформление, добавилось динамическое отображение характеристик в зависимости от установленных модернизаций и умений капитана. При этом по-прежнему актуальным остается ряд базовых проблем, которые не дают нам поставить ту оценку, на которую игра потенциально могла бы претендовать.

Достоинств у World of Warships действительно много, причем добрых слов заслуживает как идея игры в целом, так и многие нюансы ее реализации: начиная с действительно различающихся между собой классов кораблей и заканчивая высокой (но не запредельно) сложностью. При этом радует и большая, нежели в «танчиках», реалистичность.

 

В версии 0.4.1 на островах высадили деревья

Все это – при более чем достойной для MMO графике. Да, по уровню детализации модели кораблей при максимальном приближении все же уступают HD-моделям из World of Tanks, но это и не удивительно. Одна только башня крейсера или линкора при равном уровне детализации потребует не меньше полигонов, чем любой танк – а ведь есть еще и корпус, и надстройки сложной формы, а также куча зенитных автоматов и орудий вспомогательного калибра в придачу.

С точки зрения графической не хватает лишь полноценного сглаживания: алгоритм FXAA не справляется с «лесенками» на тонких объектах, которых в кораблях множество (рангоут, такелаж и прочие антенны). Хочется надеяться на максимально скорый импорт из «танчиков» нового алгоритма TSSAA: он хоть и несколько «замыливает» картинку, но качество сглаживания не вызывает нареканий.

Классовое неравенство

В свое время разработчиками был задекларирован принцип «камень-ножницы-бумага», который в теории выглядит вполне понятно и логично: линкоры расправляются с крейсерами, крейсеры уничтожают эсминцев, эсминцы угрожают линкорам. Вне этой триады стоят авианосцы, которые теоретически способны уничтожить любой вражеский корабль своими самолетами, но почти беспомощны перед торпедными атаками и в артиллерийских дуэлях.

 

«Взгляд со спутника» роднит авианосцы WOWS с артиллерией WOT

На практике же получилось так, что авианосцы при наличии у игрока определеных навыков прямо с начала боя начинают методично отправлять в порт (так здесь называется ангар) не только линкоры, что логично, но и большинство крейсеров, хотя крейсеры по идее должны быть грозой авиации. На стадии альфа- и бета-тестирования большую опасность для «авиков» представляли эсминцы, совершенно нечувствительные к торпедным атакам ввиду феноменальной маневренности. Однако на выходе в релиз разработчики серьезно усилили пикирующие бомбардировщики и увеличили пожароопасность авиационных бомб. Это дало командирам авианосцев вполне действенный инструмент борьбы и с эсминцами тоже, хотя окончательно расслабляться адептам палубной авиации рано. В целом же, как мы и предсказывали, пока что авианесущие корабли втискиваются в баланс с явной натяжкой. Оно и понятно – классическая схема про твердое, острое и тонкое не предусматривает четвертого элемента.

Однако наибольшей проблемой баланса на сегодня является решение разработчиков повысить вероятность возникновения пожаров на корабле. Тушатся они за счет использования специальной команды, которая по сути своей является навыком с определенным временем перезарядки, причем в магазине есть предмет, этот интервал сокращающий. Логика решения очевидна, но тонкий коммерческий ход ломает один нюанс: возгорания на кораблях во время активных дуэлей возникают так часто, что бороться с ними не успеваешь при любых раскладах. Больше других от пожаров страдают линкоры, поскольку выйти из-под града фугасов крейсеров не позволяет малая скорость и маневренность, а быстро нанести им существенный урон не дает длительная перезарядка и неприлично большой разброс снарядов. По сути, весь игровой процесс на начальных и средних уровнях превратился в обмен фугасами, в котором выигрывает тот, у кого больше скорострельность и количество стволов. В результате в очереди на бой крейсеров вдвое-втрое больше, чем кораблей других классов, потому что именно крейсеры лучше всего спамят «фугасками». Возможно, проблему сняло бы введение отдельного класса боеприпасов – зажигательных снарядов с минимальным уроном и повышенной пожароопасностью, но пока разработчики не видят большой проблемы в излишней горючести кораблей и не предпринимают никаких видимых действий для ее решения.  

А проблема есть и очень серьезная. Дело в том, что больше прочих страдают пожаров начинающие игроки: корабль 1-2 уровня загорается от каждого второго попадания, а сгореть может менее чем за минуту. То есть, только начавшие освоение игры новички сталкиваются с ситуацией, когда за каждое неудачное действие приходится расплачиваться по полной программе. Бой для таких бедолаг как правило заканчивается, даже по сути не начавшись, а с ним зачастую заканчивается и знакомство с World of Warships. Уровня с седьмого крейсера переходят на 203-мм орудия с гораздо меньшим темпом стрельбы, и острота проблемы частично снимается, но ведь до этого момента нужно еще докачаться!

Трудности роста

Еще одна проблема World of Warships – прокачка. Стабильное повышение боевых возможностей на протяжении всей ветки наблюдается только в рядах авианосцев и, за рядом исключений, линкоров.

В линейках крейсеров имеется этап застоя. В американской ветке корабли 7-9 уровня являются почти что близнецами, причем не всегда высокоуровневые корабли имеют преимущество над предшественниками. Так «Кливленд» с 6 уровня элементарно перестреливает старших коллег по ветке. У звезднополосатых эсминцев же наблюдается длительный застой примерно с 6 уровня: дальность стрельбы главного калибра и урон в минуту прочно застревают на одной отметке, а малая дальность хода торпед и сравнительно высокая заметность не позволяют эффективно торпедировать корабли высоких уровней. Не лучше обстоят дела и в японской ветке. На эти проблемы накладывается традиционная для игр Wargaming система прокачки, в которой только что приобретенная машина уступает по боевой эффективности полностью прокачанным образцам на уровень младше.

 

Эсминец «Гремящий» (он же «Имбящий») из пакета предзаказа

Неумолимая поступь прогресса

За последние полгода, как уже упоминалось, World of Warships изменился несильно, но все же изменился. Например, аккаунт получил три новые ступени прокачки. На 7 уровне открывается доступ к сигнальным флагам (выдаются за боевые достижения и повышают отдельные характеристики или доход в опыте/кредитах), на 8 уровне появляется возможность наносить на корабли камуфляж (снижает заметность или увеличивает разброс снарядов противника), а на 9 уровне открываются рейтинговые бои, о которых рассказано во врезке.

Также в обновлении 0.4.1 значительно повышена точность главных калибров на дальностях до 3 километров, что мгновенно отбило охоту командирам американских эсминцев бросаться в торпедную атаку на хорошо вооруженные цели, не задумываясь о последствиях.   

Добавились ветки американских линкоров и японских авианосцев, а также россыпь премиум-кораблей, включая и отечественные: эсминец «Гремящий», крейсера «Аврора» и «Мурманск» (в девичестве – USS Milwaukee). Буквально в процессе написания этой рецензии в продажу поступил первый немецкий линкор «Тирпиц» и был анонсирован скорый выход в релиз ветки советских эсминцев.

«Тирпиц» оказался стремительной, до зубов вооруженной машиной смерти (каковым он и был в реальности) и единственным на данный момент линкором, несущим торпедное вооружение. Помимо восьми феноменально точных и дальнобойных орудий калибра 380 мм, «Тирпиц» оснащен двумя четырехтрубными торпедными аппаратами с роскошным сектором стрельбы, которому позавидуют многие эсминцы. Максимальная скорость в 30 узлов и солидное ПВО позволяет «немцу» безнаказанно действовать в одиночку или прорываться в глубокие рейды в тыл противника.

Наши в море!

Первая полноценная ветка русских кораблей появилась в World of Warships 19 октября, и представлены в ней исключительно эсминцы. На начальных четырех уровнях расположились дореволюционные проекты Императорского военно-морского флота, а далее следуют советские разработки, состоявшие на вооружении ВМФ СССР.

Представления о назначении и месте эсминца в составе флота в царской России и в Советском Союзе были совершенно разные, поэтому ветка четко разделена на две части. Дореволюционный российский флот представлен в основном разными модификациями легендарного эсминца «Новик», который в свое время был признан вершиной судостроительной мысли и послужил образцом для большинства эсминцев Первой мировой. Эти корабли отличаются мощным торпедным вооружением, хорошей скоростью и маневренностью. Малая дальность хода торпед вынуждает командира такого эсминца прорываться в ближний бой, где он может полностью реализовать огромную мощь своего торпедного вооружения.

Совсем иначе задуманы и построены советские эсминцы. Советские конструкторы делали ставку на скорость и мощную артиллерию. Поэтому старшие эсминцы в русской ветке больше похожи на легкие крейсеры, чем на классические эсминцы. Советские эсминцы, начиная с шестого-седьмого уровней, вооружены как приличный крейсер, а расположенный на 10-м уровне «Хабаровск» еще и неплохо бронирован, что позволяет уверенно отстреливать любого одноклассника, не боясь растерять хитпоинты. Это обстоятельство и относительно высокая заметность подталкивает командира советского эсминца к агрессивному стилю игры на острие атаки команды.

 

Знаменитый лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»

Само собой, был встроен в World of Warships и игровой магазин. Надо сказать, что здешняя экономика может немало удивить тех, кто знаком с предыдущими проектами Wargaming: если в «танках» или «самолетах» машина 10 уровня обойдется примерно в 6 млн. кредитов, то за корабль высшего уровня придется выложить раза в 3 больше. Но не спешите пугаться: заработок в боях также заметно выше привычного. За удачный, но лишенный выдающихся подвигов, раунд с премиум-аккаунтом можно заработать около 200 тыс. кредитов, причем даже на весьма низких уровнях. Кроме того, небольшие порции кредитов или свободного опыта выдаются за выполнение простеньких ежедневных боевых заданий.

Поспешила ли Wargaming со столь ранней датой релиза (а ОБТ продлился менее 3 месяцев)? Возможно, потому как теперь разработчикам World of Warships придется трудиться в авральном режиме – допустимые для «беты» недочеты в релизной версии воспринимаются совершенно иначе. Пока в «корабликах» явно прихрамывает баланс, не хватает стимула к игре на высоких уровнях (как минимум в двух классах из четырех), а в интерфейсе отсутствуют многих привычные по тем же «танчикам» вещи (например, «быстрые команды» или настройки прозрачности миникарты).

Текст: Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, Гнэл УНАНЯН