Александр Васнев, 21 сентября 2016

Если бы памятники умели хмуриться, то высеченный из гранита лорд Нельсон на Трафальгарской площади Лондона 15 сентября наверняка бы был мрачнее тучи. Любимец туристов и один из символов британской столицы привык находиться в центре внимания, но в тот день все вышло иначе. В тот день на центральную площадь города выехал самый настоящий танк – старичок Mark IV времен Первой мировой. У старичка был повод, старичок отмечал столетний юбилей.

До Лондона мы добирались с пересадкой в Минске, но зато на брендированном танколете Wargaming

Тут, конечно, есть небольшая натяжка, поскольку формально это был день рождения Mark I: первого танка в истории, который 15 сентября 1916 года в битве при Сомме прошел проверку боем. Что до очень похожего на него Mark IV, то он на фронт попал лишь в 1917-м, однако мы к таким тонкостям придираться не будем. К тому же пенсионер свои почести в любом случае заслужил сполна – он не только «отработал» несколько часов стандартным музейным экспонатом, но еще и совершил, кряхтя гусеницами, небольшую прогулку. После чего расположился на песочке неподалеку от Букингемского дворца вместе со своим молодым коллегой, самым современным танком Британии Challenger 2.

Mark IV на Трафальгарской площади

Зэ кэпитал оф Грейт Бритен

В Лондон нас позвала компания Wargaming, которая уже давно и с удовольствием участвует во всевозможных исторических проектах. За последние годы таковых набралось немало – это и подъем затонувшего танка КВ-1, и восстановление памятников Т-34, и поиск разбившегося штурмовика Ил-2. В компании даже есть специальный отдел, который всем этим занимается.

«Совсем недавно мы помогли восстановить танк КВ-1 в честь 75-летия подвига Зиновия Колобанова, – рассказал нам глава этого подразделения Александр Бобко. – Если говорить о Европе, то в 2013 году со дна Ла-Манша был поднят единственный сохранившийся в мире бомбардировщик Do 17, который сейчас находится на консервации в музее Великобритании. Недавно мы подготовили серию роликов, посвященных танкам Первой мировой. Выпустили мобильное приложение Tank 100, которое, благодаря дополненной реальности, позволит увидеть Mark I в любой точке мира. Ну и в организации сегодняшнего праздника тоже поучаствовали».

Mark IV и Challenger 2 – один старейших и самый современный британские танки

Во время сражений под Ленинградом в 1941 году танк Зиновия Колобанова атаковал из засады немецкую колонну. В бою было уничтожено 22 танка противника

Праздник получился что надо. Британцы, как известно, любят чтить традиции, а к трехзначным памятным датам вообще, похоже, питают особый пиетет. Пока журналисты со всего мира пытались снять Mark IV с такого ракурса, чтобы в кадр попало как можно меньше их коллег, жизнь на площади бурлила и иногда даже немножко пенилась. Ветераны британской армии (но не Первой мировой) поучали молодых солдат и общались с местной прессой, внук Черчилля читал торжественную речь, а один из городских сумасшедших накручивал круги вокруг танка и сообщал всем, что он король, и что Гитлер скоро придет.

Мы же тем временем побеседовали с еще одним сотрудником Wargaming, Максимом Чуваловым (чью должность Product Marketing Manager расшифровать, наверное, не проще, чем аббревиатуру в название иного танка). Говорили про всякое. Например, про ивенты, которые появились в World of Tanks в честь столетия Mark I (само собой, с его непосредственным участием). Про работу над ребалансом техники, которая в данный момент идет полным ходом. Ну, и, конечно, про новые танки.

«Год назад на Gamescom мы объявили о начале исследования европейских школ танкостроения, – рассказал Максим. – Тогда анонсировали чехов, и все гадали, какая нация будет следующей. Мы все внимательно изучили и с удивлением обнаружили, что очень необычная техника была у шведов. Там потенциал на ветки всех классов. Под Новый год выйдут ПТ-шки и средние-тяжелые танки, а в будущем у них появится и арта, и легкие танки, и альтернативная ветка средних. Самое главное – эта нация не похожа на все, что до этого было в World of Tanks. Она и выглядит очень необычно».

Вот так Mark I выглядит в World of Tanks

Танковый рай

В этом мы смогли убедиться через день, когда отправились в Бовингтон, в расположенный там танковый музей – самый большой в мире, по словам его директора Ричарда Смита. И не верить этим словам причин нет – в тамошних ангарах нашли свое пристанище около 350 боевых машин.

Ричард Смит

«Это первый танковый музей в мире, – рассказал Ричард. – Основан он был в 1923 году. По окончании Первой мировой войны в Бовингтон приехал Редьярд Киплинг. Писатель посмотрел на танки, которые сюда привезли из Европы, и сказал: «Здесь должен быть музей».  И вот он появился, и ему уже почти сто лет».

Про свою вотчину Ричард готов был рассказывать часами. Он даже устроил для нас небольшую лекцию по истории Первой мировой. «Нельзя сказать, что в то время танки сами по себе могли решить исход битвы, – объяснил Ричард. – Была разработана целая система наступательных действий, которая могла взломать любую оборону немцев. Танки были важной частью этой системы, своего рода тараном, который помогал пехоте добраться до окопов противника».

Условия, в которых приходилось нести службы танкистам, можно сравнить с таким маленьким отделением ада на 8 человек (именно столько входило в экипаж первых машин). Представьте, что вы сидите в коробке, в которой до невозможности жарко, а дышать приходится почти исключительно выхлопными газами. При этом ваша пятая точка ощущает все неровности ландшафта, а броню (10-12 мм) порой пробивал обычный пулемет. При этом сам танк представлял собой очень удобную мишень, поскольку передвигался со скоростью не более 4-5 км в час (и это если ехать под горку).

Броня этого Mark II имеет несколько пробоин, оставленных немецкими пулеметами. Кстати, рядом с танком находится образовательный центр, открытый Wargaming в 2012 году

Потери в личном составе в танковых частях составляли около 70%. По иронии судьбы, первый в истории командир экипажа Гарольд Мортимор перешел в танковые войска как раз из соображений личной безопасности: до этого он хотел стать летчиком, но разбил свой самолет во время учебного полета. Решив, что хуже и страшнее авиации быть уже ничего не может, Гарольд перевелся в танкисты. Впрочем, в какой-то мере этот ход себя оправдал: с войны несостоявшийся авиатор вернулся относительно здоровым. Умер он в возрасте 76 лет.

На поле танки застывали

Само собой, надежность первых танков оставляла желать лучшего. «Самым эффективным способом вывести танк из строя в Первой мировой – было подождать, пока у него что-нибудь сломается, – рассказал Ричард. – В бою при Сомме должно было участвовать 49 машин, но выдвинуться на позиции смогли только 32. Неудивительно, что разработка новых моделей велась постоянно, и в 1917 году Mark IV полностью заменил Mark I, а в 1918-м «четверку» уже вытеснил Mark V».

«Шерман» из фильма «Ярость». Для сомневающихся - в башне имеется автограф Бреда Питта

Само собой, в Бовингтоне можно было посмотреть не только на танки Первой мировой. Например, в одном из залов мы нашли «КВ-1» в зимнем камуфляже и надписью на башне «Ленинградские женщины фронту». Послевоенный подарок Советского правительства бывшим союзникам. Отыскали мы и шведский танк, который и в самом деле выглядел очень необычно. И даже «Шерман» Бреда Питта, на котором он рассекал в фильме «Ярость».

Шведский танк Stridsvagn 103 был создан в 1956-1961 годах

Встретились нам и прототипы – танки, которые так и не пошли в серию. Например, легендарный Little Willie, прародитель Mark I. Британские военные забраковали эту модель, потому как ее конструкция не позволяла преодолевать широкие немецкие окопы. Название у машины, кстати, оказалось со смыслом: «В Великобритании словом Вилли называют мужской половой орган – рассказал Ричард. – К тому же такое прозвище было у сына кайзера Вильгельма (император Германии во времена Первой мировой – прим. ред.). Ну и решили таким образом немного посмеяться над немцами. В этом британцы всегда были мастера».

Little Willie

Ну, а своим любимым танком Ричард назвал выпущенный в конце 1918 года Mark IX: «Да, он не принимал участия в боях, но он мне нравится. Большой, грозный. По сути, это была первая боевая машина пехоты в мире. Британцы, получается, изобрели и танк, и БМП».

Многие из музейных танков мы увидели в деле на расположенном поблизости полигоне. В том числе и нашего старого знакомого Mark IV, который стал героем реконструкции битвы Первой мировой. Нельзя сказать, что она получилась очень уж масштабной, но лишний раз показала роль танков в тех боях. Сначала позиции немцев пытались безуспешно штурмовать подгоняемые звуками волынки шотландские стрелки, но подобраться к окопавшемуся противнику удалось только под прикрытием Mark IV. Мы же под этим самым прикрытием дружно отступили к ждавшему нас автобусу. Пришла пора возвращаться в Москву.