Дмитрий Пузь, 18 января 2017

Настольный Warhammer 40.000 встречает 2017 год на пороге очередного Конца времен: ход истории сдвинулся с мертвой точки, Империум теряет планету за планетой, примархи возвращаются, и скоро, глядишь, Император встанет с Золотого трона... А в третьей серии лучшего RTS-воплощения сорокатысячника, напротив, дела идут тихо и чинно: космодесант, эльдары и орки увлеченно перерабатывают друг друга в кровавый фарш, как и 13 лет назад, не заботясь о высших материях.

На мою девушку упал космодесантник

Космодесант в лице всеми любимых Кровавых воронов за минувшие годы не претерпел значимых изменений в наборе юнитов. Все тот же дуэт из капитана и библиария во главе, разведчики, обычные «маринки», рвущие всех врукопашную дредноуты, тяжеловесные «лендрейдеры»... Гвоздь программы – «рыцарь» (Imperial Knight), маленький, но все же Титан, выступающий в почетном союзе с десантурой. За штурвалом этого механоида – не полагающийся в этом случае Ланселот или Артур (культура пилотов «рыцарей» крайне мало отличается от исторической рыцарской: турниры, походы и обеты), а прекрасная дама по имени Солария. Видимо, женской хитростью сумевшая раздобыть второй «гатлинг» (в настолке спаренное оружие имперские «рыцари», если они не хаоситы, брать не могут) и с обеих рук своего экзоскелета выкашивающая орды врагов. Что бы десантники без такой женщины делали.

Согласно сценарию, «марины» делают вид, что нас не замечают

Унесенные призраками

У остроухих с прекрасным полом все еще лучше: к ним из первой серии игры возвращается ясновидящая Маха (у нас традиционно обзываемая Машей), а компанию ей составит вполне себе историческая личность, появившаяся в настолке десятка два лет назад, – Джен Зар, феникс-лорд баньши, спортсменка, гимнастка и специалист по нарезанию всего живого с десятитысячелетним стажем (возможность бесконечного возрождения обязывает). Не одной Джен, кстати, на том свете не дают выспаться: вернется в игру и другая ясновидящая – Талдир из адд-онов к первой части – и будет она посмертно пилотировать призрачного рыцаря (Wraithknight). Этот боевой механоид, за сходство с представителями аниме-роботостроения из Neon Genesis Evangelion прозванный фанатами «Евой», уже который год считается одним из самых эффективных настольных юнитов. В игре он всецело оправдывает свою репутацию: несмотря на размеры, бодро скачет по полю боя, открывает порталы и выжигает все на экране энергетическим лучами. Рядовые эльдарские юниты, впрочем, на его фоне стараются не теряться. Особенно элегантно смотрится младший собрат рыцаря, призрачный лорд с характерным самурайским хватом трехметрового меча.

Со свалки орк приносит больше, чем туда относит

Даем зеленый свет!

Орочий варбосс Горгутц умудрился получить больше экранного времени в адд-онах к первой Dawn of War, чем все герои космодесанта, в связи с чем ему пророчили значимую роль и в сиквеле. Но продолжение он прогулял, впрочем, не без пользы для себя: за минувшие десять лет самый умный и осторожный орк в Галактике не только сменил клан (теперь Горгутц возглавляет орков из числа «Злых лун», известных канареечной раскраской брони и любовью к самым дорогим и накрученным пушкам), но и заменил правую лапу на механический протез с клешней на цепи. Которым он теперь увлеченно крушит окружающее, подтягивает вражеских героев для разговора по душам и вообще делает все, что в играх принято делать при помощи гарпунов и моргенштернов. В процессе разработки художники перепробовали более полдюжины концепций оружия Горгутца, включая усеянную шипами метательную покрышку, но остановились на «длинной руке Вааагха».

Выставка достижений орочьего хозяйства

Привычный набор войск у орков пополнится смертолетами (Deffkoptaz) – маленькими, но грозными летательными аппаратами, примерно соответствующими джетбайкам у других рас, а также новинкой из последнего настольного издания – горканавтом (Gorkanaut), орком в силовой броне такого размера, что в ее пузе может поместиться отряд пехоты. Но лишать противника нервов, сна и дара речи зеленокожие будут не только этим – их уникальным ресурсом для апгрейдов станет металлолом, добываемый прямо из останков уничтоженных юнитов (и, немного, из соответствующих зданий на базе). Кроме того, орки предсказуемо обладают самой высокой скоростью воспроизводства юнитов.

Все вышеперечисленное сходится в масштабнейших (до 250 юнитов с каждой стороны) сражениях, обильно орошает поле боя кровью и спецэффектами, и даже на то, что из игры убрали столь любимые всеми «фаталити», не сразу обращаешь внимание. Робкие ростки реализма выглядывают из-за могучей спины бессмысленного и беспощадного пафоса: снайпер может уничтожить «лендспидер» с одного выстрела, просто убив пилота, а невидимки лишаются маскировки, стоит только противнику подойти поближе. Многие юниты оснащены вполне протосскими силовыми полями, а эльдары и подавно могут возводить связанные между собой порталы и телепортировать прямо на поле боя все что угодно. Вопрос, в общем, остается лишь один: против кого десантуре придется дружить с остроухими и зеленокожими ксеносами, ведь о четвертой расе пока не известно ровным счетом ничего.