Сергей Косин, 27 февраля 2016

Давным-давно, когда мир еще не познал радостей микротранзакций в платных играх и патчей первого дня, собралась дружина девелоперская на подвиг ратный – свалить с трона ARPG самого Дьяблу. Во главе дружины встал Брайан Салливан, известный по сериалу Age of Empires, а денег на экспедицию выдала еще живая в то время THQ.

Не без приключений, но TitanQuest добрался до релиза в 2006 году и собрал море положительных отзывов как у прессы, так и у игроков. Следом вышло большое дополнение, а потом у студии настали тяжелые времена. Народная любовь – это одно, а хорошие продажи – совсем другое, да и THQ к тому времени уже начинала понемногу тонуть.

Не Diablo 2, но до чего же родная палитра!

Поперебивавшись мелкой халтуркой, Iron Lore отошла на перегруппировку, сменила название, избавилась от солидного человеческого балласта и в 2010 году отправилась за народными деньгами: начала с частников покрупнее (например, денег подкинул один из авторов Penny Arcade), а потом дошла до и «Кикстартера». В 2013 году проект пошел в ранний доступ, а теперь вот наконец вынырнул из него во всем релизном благополучии.

Жуткая заря

Каирн – очередной мир, где все плохо, – по уровню развития некогда был примерно равен Земле начала XX века, но с налетом стимпанка и фэнтези. Дела там шли более-менее, пока люди не вышли на контакт с существами из другого мира – эфириалами – и в привычной для себя манере стали контактированных ловить, заключать в тюрьмы и ставить над ними опыты. Со временем выяснилось, что пришельцы не так уж просты и беззащитны, и что они могут вступать с людьми в симбиоз и подчинять их своей воле; но когда ученые мужи поняли, в чем подвох, иноизмеренцы уже понаоткрывали порталов, призвали родственников в людской мир и потихоньку начали его переустройство под себя.

Уютный гоблинский лагерь разрушен коварным человеком

Беда не приходит одна, и с другой стороны баррикад подтянулись еще более жуткие создания, которые оказались заклятыми врагами эфириалов, но войну предпочитали вести по-своему, уничтожая сырьевую базу противника. А в случае с эфириалами этой «базой» выступают люди. Так человеки и стали чужими в собственном доме, превратившемся в поле боя двух могущественных рас. Весь инцидент окрестили Grim Dawn, и те, кто сразу не пополз на кладбище, начали привыкать к новому чудному миру и как-то в нем приспосабливаться.

Героестроительство

На старте нам дают выбрать пол персонажа, после чего выкидывают в суровую действительность: тушка главного героя уже побывала в собственности эфириалов, но была возвращена из рабства, отчего у тушки открылись всякие супер способности. В ближайшем лагере уцелевших к такому новичку относятся с подозрением, но оружие он держать может, к строевой – годен, а значит, его можно принять в общину и тут же отправить крошить монстров.

Далее начинается стандартная для жанра круговерть: этих спасти, тех убить (главное не перепутать); о, выпали новые сапожки, но не хватает силы, чтобы их носить, значит, надо еще один уровень. Еще один уровень и спать. Стоп, к сапогам ведь можно подобрать сетовый доспех, от которого вражьи мечи будут отскакивать, как ореховая скорлупа от бетонной стены. И еще стоит проапгрейдить и то, и другое, а потом... а потом наступает утро, мерзко верещит будильник и пора на работу.

С билдовым разнообразием проблем тоже нет: начав бесклассовой заготовкой героя, вскоре нам дадут выбрать первую из шести специализаций. В числе оных есть, например, Demolitionist, похожий на солдата первой мировой войны в помеси сварочной маски и кайзеровского шлема, с «коктейлем Молотова» в одной руке и дробовиком в другой. Или Occultist, некогда гонимый империей за поклонение темным богам (своего рода местный «Хаос»), а ныне угощающий врагов проклятьями и темной магией. Но для любителей чего постандартней завезли и более-менее обычных рыцарей да магов.

Чтобы скрафтить что-то полезное, нужно сначала найти чертежи

По мере роста в уровнях к выбранному классу позволят добавить второй, собирая гибрида по вкусу. Простор для творчества изрядный; главное учесть, что на данный момент персонажа можно и запороть, создав нежизнеспособный билд, но обнаружиться это может на каком-нибудь боссе в середине, а то и в конце игры.

И тропинка, и лесок, человечины кусок

Раздираемый войной пришельцев Каирн – услада для глаз маньяка: кругом разруха, запустение и буквально на каждом шагу горы трупов с внутренностями наружу. Даже когда герой доберется до относительно цветущих лужков, да лесочков, не стоит обманываться их пасторальной красотой: достаточно спуститься в подвал охотничьего домика или заглянуть в неприметную пещеру, – и вот она, новая порция расчлененки.

Помогая поселению, можно видеть, как оно расцветает буквально на глазах

В общем, за каждым углом в GrimDawn поджидают или ходячие трупы, или мутанты, или призывающие древних темных богов сектанты (или, что хуже, сами эти древние боги). А углов тут много – мир у студии, не насчитывающей в своем штате и десятка человек, вышел достаточно большим. Причем не только на поверхности: огромных подземных казематов тоже хватает с избытком. И никто не даст гарантии, что в ходе мирной монстрозаготовки вдруг не встретится босс, убивающий героя одним щелбаном.

Долгая работа впереди

Помимо царящего пока дисбаланса есть еще пара вещей, за которые не грех попинать разработчиков. Например, менеджмент пожитков абсолютно чудовищен: квестовые предметы, запчасти, апгрейды, оружие и шмотки валяются в одной куче, а автосортировка работает кое-как. Сумки, к тому же, слишком малы, а новые выдаются по большим праздникам, так что в город приходится мотаться часто (благо телепорт, как в Diablo 3, имеется). К тому же, хотя игра умеет выдавать симпатичную и технологичную картинку, разработчикам катастрофически не хватает талантливых дизайнеров и моделлеров; в результате половина локаций ничем не запоминается, а главный герой бегает и дерется как натуральное полено.

Однако, несмотря на недостатки, внимания GrimDawn заслуживает, ведь у Crate получилась эдакая «антидьяблатри». Та была слишком цветастая и совсем не мрачная? Нет проблем, тут сплошной ад, погибель и кишки на каждом втором столбе. Не нравится, что Blizzard не дала, как раньше, самостоятельно распределять очки по характеристикам на левелапах? Милости просим, вот они, ваши заветные плюсики. К тому же тут большой мир, аж два опциональных roguelike-подземелья и прочие манчкинские радости. По смешной, к тому же, цене.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 7
  • Звук и музыка 7
  • Сбалансированность 7
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
0
Оценка пользователей
7.6

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!