24 февраля 2015

У любителей интерактивного кино наконец-то начал появляться выбор. Если раньше таковой ограничивался играми Дэвида Кейджа и сериалами Telltale Games, то теперь потребность принимать мало на что влияющие решения готовы удовлетворить и другие студии.

П

ервой ласточкой стала Access Games с сумасбродной D4, а теперь на огонек подтянулась и французская Dontnod, доселе сделавшая только Remember Me, пусть и красивый, но посредственный экшен.

Во втором проекте французов отчего-то понесло реализовывать собственные представления о современной образовательной системе США. Место действия – городок Arcadia Bay, куда после пятилетнего отсутствия  возвращается героиня Макс Коулфилд. Она теперь чужая в родном городе, без друзей, без перспектив, без определенного места в жизни. В общем, ей восемнадцать, и лучшие годы позади!

Бледность и отрешенность Макс подчеркивают ее интересы: она мечтает стать фотографом, но при этом щелкает все на антикварный полароид, смотрит фильмы молодости своих родителей и слушает старомодную акустическую музыку. Более унылую героиню для интерактивной драмы представить трудно. Ее бы сбалансировать контрастным окружением, бьющим наповал своей нетривиальностью, но мир LiS до документальности обыден, а колледж, где предстоит учиться мисс Коулфилд, собрал все клише американских молодежных фильмов: спортсмены, богатенькие детки, ботаны всех мастей... Разбить шаблоны может только одно: Макс по какой-то неизвестной причине способна управлять временем.

В тихом омуте никто не водится

Вот что сделал бы нормальный студент, получив возможность произвольно отматывать время назад? Сколько розыгрышей можно было бы устроить, сколько билетов подсмотреть, как душу отвести, побив все стекла в родной учительской! Однако Макс – это Макс, свой дар она не воспринимает как нечто заслуживающее внимания и в основном прибегает к нему по каким-то совершенно пустяковым поводам; главным образом чтобы подмазаться к собеседнику, выбрав правильную реплику. Чтобы подобная девушка начала делать хоть что-то интересное, ее нужно по самую макушку погрузить в приключения, и с этой задачей первый эпизод совершенно не справляется. Одну и ту же лекцию придется прослушать три раза, в центре внимания – какие-то мелкие дрязги, а большую часть времени занимает такой захватывающий квест, как возврат флешки.

Telltale Games давно приучила игроков, что можно спокойно следовать сюжетной линии, и ты не упустишь ничего важного, но французы и здесь пошли своим путем. Чтобы вникнуть в текущую ситуацию, нужно подолгу оставаться в локациях, расспрашивать и рассматривать все, что подсвечивается белыми каракулями. Не успеешь – и эта информация окажется в прошлом, навеки недоступной, несмотря на все способности Макс. Это можно было бы понять и принять – но любопытство идет вразрез с характером героини, которая предпочитает старательно держаться в сторонке. Получается нелегкий выбор: или отыгрыш, или информация.

Наконец, концепция перемотки времени – она сама по себе очень непростая. Вот представьте, что в The Walking Dead можно было бы тут же отменить совершенный поступок  и разыграть сцену по-иному. Посмотрел, что будет так, посмотрел, что будет эдак, выбрал понравившийся вариант. Груз ответственности за произошедшее тут же улетучивается: это не мы сгоряча сделали глупость, которая стоила кому-то жизни; это сценарист с дизайнером оставили нам два одинаково плохих варианта развития событий, из которых мы выбрали наименьшее зло. В результате игрок вместе с Макс оказываются не участниками действия, а режиссерами спектакля, по сути – божественной сущностью, которая в любой ситуации может без лишней спешки поразмыслить, кто заслуживает смерти, а кто нет.

Подобный контекст открывает простор для самых необычных моральных дилемм или хотя бы пазлов, – но в первом эпизоде Life is Strange ни того, ни другого нет, а уникальная способность Макс низведена до аналога save-load’а. Если бы не описание с официального сайта, сложно было бы представить, что в будущем на смену бытовым проблемам придут поиски пропавшей студентки. И только этот грядущий поворот к лучшему не дает нам списать продукт французской студии в середнячки уже по окончании первого эпизода.

Текст: Петр МАТАФОНОВ