Гнэл Унанян, 11 мая 2024

Лет десять назад основатель Stardock Брэд Уорделл переманил из Firaxis пяток матерых разработчиков Civilization V во главе с Марком Майером и организовал им новую студию Oxide Games. Расчет Брэда был прост – он знал, что, как и положено нормальным игроделам старой школы, Майер и компания начнут с разработки собственного движка, который Stardock в то время был нужен просто позарез.

Так оно и вышло: первые год-полтора студия занималась исключительно программированием. Когда же Nitrous Engine был готов и пошел в серию с играми Stardock, команда взялась за свой первый проект. Им стала стратегия в реальном времени Ashes of Singularity, в которой разработчики попытались творчески развить наследие Supreme Commander. Вышла она в 2016 году и получила весьма средние оценки. И тогда, по всей видимости, команда решила вернуться к тому, что она точно умеет делать – пошаговым гранд-стратегиям.  

Графика местами просто кукольная

Плюс-минус «Цива»

Ara: History Untold готовится к релизу в конце текущего года, так что информации о ней уже довольно много. И первое, что хочется отметить, – фантастически красивая графика. Самодельный движок умеет пользоваться многоядерными процессорами, выполнять параллельные вычисления и, как следствие, отображать в кадре десятки тысяч анимированных объектов. Это позволило разработчикам буквально оживить карту, наполнив ее настоящими лесами, реками, полями и горами. Всюду кипит жизнь, особенно в поселениях: крестьяне работают на полях, ремесленники что-то мастерят, группа охотников отстреливает забредшую в деревню пуму. Даже сражения между армиями полностью анимированы, правда из имеющихся в открытом доступе видео невозможно понять, можно ли вмешаться в ход боя или он происходит под управлением ИИ. Внешне все выполнено на уровне Settlers, но только вот размер карты совсем не такой, как в сельских симах – тут уместнее аналогии с Civilization, причем весь ландшафт генерируются процедурно.

Разработчики отказались от фиксированной сетки и поделили территорию на участки произвольной формы, совсем как в Total War. Это полностью изменило процесс исследования карты с целью освоения земель и поиска особых ресурсов. Последнее важно потому, что в Ara: History Untold существует нехарактерная для 4Х-стратегий система крафта. Если найти и освоить источники нужных материалов, а потом отстроить необходимые здания, можно начать производство определенных товаров, которые годятся не только для международной торговли. Снабдив, к примеру, население качественной одеждой, вы повысите довольство в городах, а, выдав юнитам продвинутое оружие, увеличите их боеспособность. Фактически игроку позволено вручную изготовить расовые бонусы, что на первый взгляд выглядит как интересное новшество.

Извечный выбор: хлеба или зрелищ?

Конечно, в наличии и все прочие способы модифицировать характеристики вашего государства, традиционные для Civ-образных стратегий. Это и чудеса света, и ключевые достижения в науке, и особые постройки. Присутствуют и все характерные для жанра варианты победы: от дипломатического до военного. Правда, разработчики в своих дневниках обещают снизить милитаристский накал и сместить фокус на культурную и торговую экспансию. Интересно будет посмотреть, как это у них получится.

Синхронизация

Еще одним важным отклонением от жанровых стандартов станет пошаговая система с одновременным ходом. Эта штука поклонникам стратегий известна давно, ее частенько используют в мультиплеерных режимах в качестве альтернативы классической механике. Суть в том, что все игроки одновременно отдают приказы, а их исполнение происходит в момент передачи хода. В теории это должно повысить темп игры, но на практике подобное решение срабатывает далеко не всегда, поскольку ход все равно не завершается до тех пор, пока последний из игроков не нажмет соответствующую кнопку.

Между тем, такая система вносит немалый элемент неопределенности: поскольку вы не видите ходов соперника, то может оказаться, что его юнит, который вы нацелились атаковать, находится совсем не там, где вы думали, место, куда вы направили своего разведчика, уже захвачено и является территорией чужого государства, и так далее. Это не совсем то, чего обычно ждут фанаты от пошаговой стратегии, поэтому система с одновременным ходом, там где она использовалась (Civilization V, Age of Wonders и т.д.), всегда была опциональной. Между тем, в Ara: History Untold согласно утверждениям директора по разработке Oxide Games Мишель Менар одновременный ход будет единственно возможный механикой. Это вызывает у нас некоторые опасения за судьбу игры.

В любом случае, Ara: History Untold обещает быть одним самых заметных релизов осени, хотя бы с технической точки зрения. Такого уровня детализации графики и влияния хода кампании на визуальную составляющую в 4Х-стратегиях точно никогда еще не было. Ну, а насколько удачными будут смелые эксперименты Oxide Games, то тут уж, как говорится, поживем – увидим.