Петр Бутаков, 4 апреля 2022
Сериал по Halo долгое время находился в производственном аду. Анонсировали его еще в 2015-м, и с тех пор до публики доносились лишь отдельные слухи: то сценарий отправят на переработку, то в команде сделают серьезные перестановки. Но вот, наконец, сериал вышел – и заслужил диаметрально противоположные оценки. Поклонники игры его громят, люди, которые впервые знакомятся с франшизой – наоборот, хвалят. Сейчас разберемся, как так получилось.

Франшиза Halo насчитывает больше дюжины игр, несколько десятков книг, серию комиксов и несколько анимационных лент, казалось бы – бери и экранизируй. Но Paramount решила пойти своим путем, и вывела события сериала в собственный, «серебряный» канон, который идет параллельно истории основной франшизы, и местами прямо ей противоречит.

Неравный бой

Например, сценаристы сильно переделали таймлайн. Действие сериала начинается в 2552 году в отдаленной колонии, которая взбунтовалась против Земли, и теперь жители боятся, что подавлять восстание отправят суперсолдат-Спартанцев. В каноничном же Halo эти события сильно разнесены: Спартанцев действительно готовили для войны против бунтовщиков, однако после нападения инопланетян-Ковенантов в 2525 году, в боевых действиях против людей Спартанцы принимали участие лишь эпизодически. Ну а к 2552 году все внешние колонии уже были потеряны, и бунт прекратился сам собой – все поняли, что внутренние дрязги нужно оставить на потом, когда инопланетяне не будет стремиться уничтожить человечество как вид.

Впрочем, понятно, зачем сценаристы сериала так поступили: франшиза Halo обрастала деталями постепенно, и чтобы не вступать в противоречие с уже вышедшими книгами и играми, новые элементы добавляли в ранее пустующие отрезки хронологии. Если бы киноадаптация следовала устоявшемуся таймлайну – пришлось бы прыгать вперед-назад во времени (как в «Ведьмаке» от Netflix), либо вести повествование последовательно, но тогда до инопланетян дело бы дошло хорошо если в середине сезона. Конечно, был еще один вариант – просто вычеркнуть всю сюжетную линию с повстанцами; однако это сделало бы вселенную намного беднее. Поэтому здесь своеволие сценаристов вполне можно простить.

Супергерой с человеческим лицом

Гораздо сложнее понять другое отступление от канона: главный герой, Спартанец Джон-117, он же Мастер Чиф, в кино не помнит ни своего детства, ни родителей, что причиняет ему серьезный эмоциональный дискомфорт. Хотя любой, кто читал роман «Падение предела», знает, что с «каноничным» Чифом ситуация диаметрально противоположная: он прекрасно знает, что в шестилетнем возрасте его похитили из дома, чтобы превратить в идеального солдата. И хотя поначалу книжный Джон-117 тоже тосковал по родителям, он уже давно отрефлексировал произошедшее и пришел к выводу, что защита человечества стоит гораздо выше персональных привязанностей и даже его собственной жизни.

Вообще, «Падение предела» стоит прочитать любому, кто хочет глубже проникнуться вселенной Halo в целом и биографией Мастер Чифа в частности: роман шаг за шагом документирует его путь, от учебки и первых боевых заданий, до войны с инопланетным Ковенантом. Кроме того, книга позволяет лучше понять внутренний мир обычно немногословного Спартанца – что он чувствует, отправляясь на бой? Каково это – быть суперсолдатом, на которого возлагает надежды без преувеличения все человечество?

Кстати, с рядовыми представителями человечества в «Падении предела» тоже можно познакомиться: на страницах книги нашлось место и простым солдатам, обслуживающему персоналу и младшим офицерам, которые в войне с Ковенантом так же ежедневно рискуют жизнью, как и Чиф – но при этом не являются суперсолдатами. Да и сам Чиф, стоя на мостике крейсера и наблюдая за космическим сражением, вдруг ощущает себя беспомощным, потому что корабль в любой момент могут уничтожить, и вся его сила, реакция и ум ему тут не помогут. Это интересно контрастирует с игрой, где ты в любом случае контролируешь поле боя. Книга открывает другую, человеческую сторону Мастер Чифа, усиливает чувство эмпатии. Кстати, именно поэтому чем глубже человек погружен в тему Halo, тем большее неприятие вызывает сериал.

Джон-117 в исполнении Пабло Шрайбера – он совсем другой. У него иная биография, иное мироощущение, иные эмоции. Поэтому, сроднившись с каноничным Мастер Чифом, любой новый Чиф сразу вызывает отторжение, прямо на инстинктивном уровне. Это, кстати, общая проблема экранизаций – чем больше мы знаем о персонаже из игр или книг, тем точнее должно быть попадание в образ, чтобы не вызвать эффект «зловещей долины», как в случае с Пабло. Конечно, из этой долины можно выбраться и с обратной стороны, уведя все в гротеск – но для Halo этот вариант не подошел бы. Поэтому, чтобы угодить фанатам, нужно было намного аккуратнее подходить к сценарию и кастингу.

Ищите предтеч!

Чем Paramount явно пожертвовала осознанно, это особенностями политической системы Ковенантов. В каноничном Halo инопланетянами движет исключительно религиозное чувство: так получилось, что само существование человечества для них – страшное святотатство. И чтобы зритель понял, как именно это произошло, нужно целиком экранизировать как минимум «Контакт на Жатве», дающий хронику первого столкновения людей и инопланетян, причем с обеих сторон.

В этом романе эпизоды про землян рассказывают историю о мужестве перед лицом нависшего Дамоклова меча, а вот на стороне Ковенанта разворачивается настоящая шекспировская драма. Их миссия прибыла на Жатву в поисках артефактов Предтеч, которым инопланетяне поклоняются как богам – и вдруг они встретили людей, которые с Предтечами теснейшим образом взаимосвязаны. И этот момент сам по себе достоин отдельного фильма, чтобы показать, как каждый член экипажа отрефлексировал это открытие, как они разделились на фракции, и почему в итоге Ковенант встал на тропу священной войны. Ну а чтобы раскрыть связь людей с Предтечами – вообще нужен самостоятельный сериал на несколько сезонов, потому что этой теме посвящен отдельный цикл под названием «Сага о Предтечах».

Ну а поскольку Paramount ориентировалась в первую очередь не на фанатов Halo, а на нового зрителя, объяснять все эти нюансы никакого экранного времени не хватило бы. Поэтому и появились упрощения, сокращения и откровенная отсебятина, больно резанувшая давних поклонников. Но если бы сценаристы вообще не касались внутренней политики Ковенанта, а просто выставили бы их кровавыми маньяками – было бы только хуже.

Путь к горизонту

Единственное, к чему сложно придраться – это к визуальной части сериала. И на самом деле, это маленькое чудо, ведь Halo умудряется сочетать серьезную, даже трагичную историю с одной стороны, и яркий, красочный мир с другой. И сериал тоже балансирует буквально на острие иглы, однако не скатывается ни в кровавую чернуху, ни в серый реализм, ни в диснеевскую сказку. Тут есть все и все в меру, как в самом Halo.

Еще один позитивный момент – красиво смотрятся и масштабные сцены с участием сотен солдат, и камерные эпизоды на двух-трех участников. Единственное, чего в этом плане не хватает сериалу – толики юмора, которая в играх всегда присутствовала. Впрочем, это можно списать на разницу жанров. Ведь играть можно часами без передышки, и на такой дистанции монотонно-серьезная история просто не будет восприниматься; а вот для сериала, разбитого на часовые эпизоды, этот вопрос стоит не так остро.

Одним словом, перед Paramount стояла заведомо невыполнимая задача: снять сериал для людей, которые никогда в жизни не интересовались Halo, но при этом показать один из ключевых моментов в хронологии вселенной. И введение «серебряного» канона было, пожалуй, лучшим выходом из ситуации: с одной стороны, он развязал команде руки и позволил уместить франшизу в доступный широкой публике формат. Но при этом «серебряный» ярлык позволяет четко обозначить, что это – облегченная версия. И если Halo в таком виде зрителю понравилось – к его услугам десятки других произведений в самых разных форматах.

Таким образом, произведение Paramount – это калитка, через которую во франшизу придут новые люди. А чем больше у Halo будет поклонников – тем больше внимания будет ей уделять правообладатель. Так что косвенным образом от сериала могут выиграть и давние фанаты Мастер Чифа.

По вселенной Halo написаны десятки книг, многие из которых объединены в мини-серии. На русском их выпускает издательство «Азбука», и хотя переведено пока не все, основные эпизоды саги уже вышли. Для простоты восприятия их можно условно разбить на два цикла.

Историю о Мастер Чифе стоит начинать читать с «Падения Предела». Правда, этот роман опускает несколько операций из ранней карьеры Джона-117, так что после 14 главы можно переключиться на «Тихую бурю», и только после этого вернуться к «Падению Предела». Затем идет сюжет игр, часть из которых новеллизирована, но на русском доступна лишь первая книга – «Потоп».

Если же хочется побольше узнать о Ковенанте в частности и инопланетянах в целом, то здесь отправной точкой послужит «Контакт на Жатве». Потом стоит почитать «Разорванный круг» – он рассказывает о том, как формировался Ковенант. Но важнее всего серия под названием «Сага о предтечах» - тут описаны события, которые произошли за сотни тысяч лет до нашей эры, но их последствия сказываются по сей день. В рамках Саги издано три книги; на русском уже доступна первая, «Криптум». А вторая, «Сага о Предтечах. Примордиум» будет опубликована «Азбукой» уже этим летом.