Гнэл Унанян, 8 августа 2016

На Е3 ’2016 Microsoft сделала несколько анонсов. Наибольший интерес у публики вызвала новая приставка ­– Xbox One S, сиречь «похудевшая» Xbox One, и проект Scorpio, которого уже пророчат в убийцы PS4 Neo, ибо он обещает быть зубастее по всем параметрам. Однако на наш взгляд любопытнее всего оказалась инициатива Play Anywhere, которая отражает коренной поворот в стратегии Microsoft.

Всех в один садок

С 13 сентября все значимые для Xbox игры будут не просто поддерживать Windows 10, а сразу продаваться пакетом «два по цене одного». При этом все достижения и сохраненки могут свободно кочевать с ПК на Xbox One и обратно; боссы Microsoft обещают даже наладить кроссплатформенный мультиплеер. Иными словами, вслед за Kinect и «телевидением в приставке» Xbox как платформа лишается последнего козыря – эксклюзивов. Это может означать только одно: Microsoft официально прекращает погоню за PlayStation 4 на ее поле и начинает готовиться к реваншу, причем реваншу ассиметричному.

Ради хорошего дела и нефтевышку подорвать не жалко

Первый его этап, судя по всему, заключается в том, чтобы собрать пользователей Xbox и Windows 10 в одну кучу, что позволит «зеленым» за счет ПК-игроков расширить базу Xbox Live (которая фактически и становится игровой платформой MS). Вдобавок, установка Windows 10 на консоли невероятно облегчит переход между поколениями «коробоксов»: благодаря Play Anywhere нынешние обладатели Xbox One при переходе на Project Scorpio сохранят все свои игры, достижения, сохраненки и прочий «обвес», начисто аннигилирующий извечный бич любой новой консоли – дефицит контента.

Царь скорпионов

Что касается самого Project Scorpio, то ни публике, ни прессе его так и не показали, и есть серьезные сомнения, что у Microsoft вообще имеется хотя бы прототип: озвученные характеристики больше свидетельствуют о намерениях, чем о достижениях. Даже широко разрекламированная производительность в 6 терафлопс ни о чем не говорит: показатель FLOPS сильно зависит от разрядности вычислений: если речь о 32-битных вычислениях, то 6 терафлопс – не так уж и много, у современных видеокарт – раза в полтора больше. Если же говорить о 64-битных вычислениях, то заявленная Microsoft цифра, будучи реализованной на практике, вывела бы «Скорпиона» в топ-100 мировых суперкомпьютеров.

Play Anywhere – главный козырь Xbox в борьбе за выживание

Мы охотно верим в способность Microsoft строить суперкомпьютеры, но вряд ли они будут стоить $400-500 за штуку. Делать же дорогие «суперконсоли», как показывает практика, себе дороже: у Sony и без того будет почти год форы (PlayStation 4 Neo ожидается уже к нынешнему Рождеству, в то время как Scorpio появится в продаже не раньше осени 2017). Если же к нему добавится ценовое преимущество хотя бы в $100 – следующая схватка за консольный рынок тоже останется за японцами.

Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что будущий Scorpio станет аналогом Steam Machines, то есть линейкой ПК разной мощности и стоимости в форм-факторе приставки. Причем если Valve для своих «пароварок» пришлось писать операционку на базе Linux, то Microsoft будет достаточно поставить на Scorpio-ПК какую-нибудь Windows 10 Home с жесткой привязкой к аккаунту Xbox Live.

Белый и плоский

В свете вышесказанного выпуск Xbox One S кажется нелогичным: раз уж Microsoft меняет всю консольную политику, ей должно быть в целом безразлично, сколько экземпляров Xbox One продастся до релиза Scorpio. И если бы появление новой приставки в продаже планировалась к ближайшему Рождеству, – все так и было бы. Но шестнадцать месяцев – слишком большой срок, чтобы можно было пустить дело на самотек.

Xbox One S собственной белой персоной

Черный «коробокс» показал полную несостоятельность в конкурентной борьбе, за ним тянется шлейф неудачных экспериментов, поэтому его белый собрат спешит не на помощь старшему товарищу, а на замену. Xbox One S призван символизировать «правильный» Xbox One, такой, каким он должен был быть с самого начала: компактный корпус, встроенный блок питания, никакой принудительной «кинектизации» – все это работа над очевидными ошибками, и их исправление – залог возвращения доверия разочарованных фанатов.

При этом из существенных нововведений в Xbox One S – только поддержка HDR в играх да внедрение стандарта HDMI 2.0, чтобы можно было крутить видео разрешением 4К и частотой 60 кадров в секунду; вычислительная мощь при этом не увеличится ни на йоту. Поэтому Xbox One S в первую очередь адресован поклонникам Xbox 360, которые до сих пор не решились обновить консоль.

Halo 5 – последний флагман Xbox, не перебравшийся на ПК (хотя редактор карт уже портирован)

Смутное время

Надо понимать, что текущая позиция Microsoft вряд ли является окончательной. Прозвучавшие заявления могут оказаться всего лишь разведкой боем, не говоря уже о том, что любой бизнес-проект всегда можно отменить, модифицировать, разделить на части, если того требуют соображения выгоды. Так что не следует относиться к анонсам, как к чему-то незыблемому.

Не следует также забывать, что высшее руководство корпорации всегда прохладно относилось к Xbox: Билл Гейтс недолюбливает закрытые платформы, а нынешний гендиректор Microsoft Сатья Наделла сделал карьеру на онлайн-сервисах и «облачных» технологиях. Поэтому он отлично понимает преимущества программных платформ перед аппаратными и вполне может продавить превращение материальной приставки в виртуальный сервис, полностью интегрированный в экосистему Windows 10.

Флагманом Play Anywhere станет Gears of War 4, которая на ПК будет поддерживать разрешение до 4К

Кроме того, «отец Xbox» Эд Фрайс недавно открыто заявил, что с самого начала проект получил зеленый свет только как инструмент противостояния экспансии Sony на игровом рынке. Но из трех выпущенных приставок с этой задачей более-менее справлялась только Xbox 360, поэтому нынешнему боссу Xbox-направления Филу Спенсеру, должно быть, трудно убеждать руководство Microsoft в необходимости сохранить Xbox в какой бы то ни было форме. А значит, будущее «зеленой» консоли гораздо менее определенное, чем два-три года назад, и уж точно не такое радужное, как на «синей» стороне консольного рынка.