Редакция, 30 декабря 2016

Финальная часть материала, посвященного подведению итогов 2016 года. Пришло время назвать последних победителей.

Лучшая инди-игра - Firewatch

Претенденты: Superhot, The Witness, Unravel, Inside, Stardew Valley

Главная трудность в определении лучшей инди игры-года состоит в том, что претенденты тут очень разные. Ну вот по какому критерию можно сравнивать шутер Superhot и головоломку The Witness, кроме как по цене в «Стиме»? А Inside, новую игру от авторов Limbo, – с No Man’s Sky? Хотя, конечно, с No Man’s Sky лучше вообще ничего не сравнивать.

А вот и личный кабинет. Совмещенный с личной спальней и личной кухней

Ну или вот есть Stardew Valley, взорвавшая чарты продаж так, что иному блокбастеру и не снилось. А еще теплый и вязаный Unravel. Как тут выбрать лучшего? Мы решили отталкиваться от того, насколько эти игры смогли нас удивить. В конце концов, это главная задача инди-разработчиков – удивлять, искать ходы и решения, которые просмотрели парни с большими бюджетами. И раз так, то в явные лидеры у нас выходит Firewatch: если к остальным играм мы до их релиза относились либо нейтрально, либо с симпатией, то вот нашему победителю пришлось выкарабкиваться из «минусов».

Все дело в жанре. Симуляторы ходьбы калибра Dear Esther, по нашему редакционному мнению, вполне можно свести к симуляторам стояния на месте и просмотру одного большого ролика. Назвать такое играми можно разве только через призму трех стаканов абсента. Поэтому и к Firewatch отношение было поначалу соответствующее. Вот работаешь ты лесничим, бродишь по парку, следишь, чтобы порядок был, чтобы пожар не начался, и общаешься по рации с коллегой – где тут игра?

С непривычки в национальном парке из Firewatch можно было и заплутать

Но в студии Campo Santo, как оказалось, были готовы к этому вопросу. Сведя к минимуму интерактив, они действительно смогли создать самую настоящую игру, в которой переживаешь широчайший спектр эмоций, и в какой-то момент даже становится так жутко, что начинаешь проверять в настройках – не затерялась ли там кнопка, отвечающая за удар топором. Но самое главное, в Firewatch чувствуешь себя не бесплотным наблюдателем, а именно самым непосредственным участником событий. Ты понимаешь, что от твоих действий и в самом деле что-то может зависеть, даже если это всего лишь иллюзия. Ну, и конечно, сюжет. Не будем пускать в ход затертые прилагательные типа «завораживающая» и «захватывающая», но эта история точно стоит потраченного на знакомство с ней времени.

Удивила нас студия Campo Santo, удивила настолько, что любой иной исход, кроме как присуждения Firewatch награды «Лучшая инди-игра года», нам бы показался несправедливым. – Александр ВАСНЕВ

Лучший адд-он - The Witcher 3 Wild Hunt: Blood and Wine

Конкуренты: World of Warcraft: Legion, Fallout 4: Far Harbor, Pillars of Eternity: White March

Несомненно, что лучшим адд-оном может быть признано только дополнение к одному из игровых шедевров, что немедленно сужает круг кандидатов до считаных единиц. Впрочем, выбрать в этом году было из чего.

Вот только не надо мне пыль пускать в глаза!

Фаворитом гонки считался, конечно же, обильно политый кровью виноградник Геральта, поскольку и сам The Witcher 3, и все сюжетные дополнения к нему выполнены на высочайшем литературном уровне и с полным правом могут быть признаны произведениями искусства. В смысле насыщенности и витиеватости сюжетных перипетий «Кровь и вино» без особых проблем уделала не только White March, но и очень эмоциональный Far Harbor.

По сути, серьезную конкуренцию Геральту составил только «Легион» – один из самых удачных адд-онов для World of Warcraft, что выпускала Blizzard. Тут уже бой пошел на равных, и будь у нас возможность выдать награду обеим играм, мы бы так и поступили. Но если выбирать кого-то одного, то это будет «Кровь и вино». Слишком уж замороченной получилась в «Легионе» прокачка легендарок. Да, многие это недостатком не считают, так что претензия, получается, как минимум неоднозначная. Но к ведьмачьему дополнению нет даже и таких.

Туссентская поговорка гласит: «Не зли садовника!»

Так что первое место у нас достается концентрированному, выверенному в каждой мелочи, с идеально подобранным соотношением вина и крови адд-ону к прошлогодней игре года. И только статус дополнения не позволяет ему претендовать на что-то большее. – Гнэл УНАНЯН

Игра года - Overwatch

Претенденты: Uncharted 4: A Thief’s End, Battlefield 1, Total War: Warhammer, Dishonored 2, DOOM

Что роднит ушедший 2016-й с его предшественником, так это тот факт, что лучшая игра этого года вышла еще в мае. Причем, как и в случае с третьим «Ведьмаком», после релиза Overwatch возникло ощущение, что составить ему конкуренцию не сможет уже никто и что итоги в этой номинации можно подводить, не дожидаясь зимы. И предчувствие нас не обмануло.

– Или вы пришлете нам три мешка подарков, или мы будем высылать бороду Деда Мороза по кускам

Конечно, кому-то шутер от Blizzard может не нравиться. Есть, например, люди, которые категорически не переваривают мультяшную графику (даже такую стильную). Ну, не идет, и ничего ты тут не поделаешь. Но если оценивать объективно, то найти у Overwatch недостатки так же трудно, как увидеть пятна на солнце невооруженным глазом. Мы честно пытались, и даже поставили игре «всего» 9,5 балла, срезав несколько десятых за соревновательный режим, который был анонсирован незадолго до выхода, но в релиз так и не попал.

Как и положено великой игре, Overwatch уже перерос жанровые и вообще любые рамки. Он стал больше чем шутером и превратился в явление калибра World of Warcraft, Diablo или The Sims. Нельзя сказать, что Blizzard последние лет пять переживала кризис – всем бы такой кризис, но в то же время складывалось впечатление, что компания начала понемногу чахнуть в атмосфере постоянных сиквелов и адд-онов. Да, был Hearthstone, был Heroes of the Storm (уже малость затерявшийся на фоне Dota 2 и League of Legends), но все же от Blizzard мы ждали большего. Ждали игры по новой вселенной, игры принципиально отличной от того, что компания выпускала ранее.

Что случилось, когда стойкий оловянный солдатик познал дзен

Имелись ли другие претенденты, которых было бы не стыдно поставить в один ряд c Overwatch? Имелись, конечно. Мог ли при других раскладах побороться за эту награду четвертый Uncharted? Запросто. А Total War: Warhammer? Безусловно. А ведь можно вспомнить еще Battlefield 1, этакое громадное батальное полотно. Или адд-он к «Ведьмаку», который адд-он только по названию, а по сути – настоящая игра. Ядрено-демонический DOOM. Шикарный Dishonored 2. Словом, классных игр в 2016 году действительно вышло немало, но Overwatch был лучше. Просто лучше. – Александр ВАСНЕВ

Лучшие игры 2016 года. Часть I

Лучшие игры 2016 года. Часть II

Лучшие игры 2016 года. Часть III