Александр Васнев, 29 апреля 2016

Пока производители VR-устройств меряются длиной стартовых игровых линеек, мы поговорили с главой компании, которая уже сейчас вовсю популяризует виртуальную реальность. Знакомьтесь, Тодд Глайдер, президент BaDoink, одного из флагманов рынка VR-порно.

Тодд Глайдер

Навигатор игрового мира: Виртуальная реальность активно обсуждается последние несколько лет. Когда и как вы решили, что эта тема вам интересна?

Тодд Глайдер: Где-то полтора года назад, когда у нас появилось возможность опробовать Google Cardboard. Это было поразительно: ты берешь картонную коробку, которая по форме напоминает пакет молока, надеваешь ее и словно попадаешь в другой мир. Мы сразу поняли, что эта вещь может выстрелить, и решили создать VR-сайт с контентом для взрослых.

Google Cardboard – простейший шлем виртуальной реальности, который можно собрать из подручных материалов. Если, конечно, под рукой у вас имеется кусок картона, оптические линзы, магнит, застежки-липучки, а также достаточно мощный смартфон с установленным специальным приложением.

НИМ: Чем отличаются съемки обычного порно и VR?

Т.Г.: Разница ощущается практически во всем. Например, для съемок нужны специальные камеры, очень много камер, если вы делаете фильм с углом обзора 180 градусов, и еще больше, если угол обзора – 360 градусов.

Отличается и работа с актерами (в оригинале Тодд называл снимающихся в порно актеров «исполнителями» (performers) – прим. ред.). Как все происходит в обычном порно: снимается какой-то эпизод, потом меняется поза, снова съемка, снова смена позы и так далее. В случае VR-порно – это практически один дубль, от начала и до конца. Поэтому каждую сцену приходится сначала репетировать, а только потом уже снимать. Или вот еще такой момент – в большинстве случаев съемка ведется с видом из глаз актера-мужчины, который должен быть неподвижным во время всего фильма. Ему нельзя двигаться, шевелить руками, что-то говорить. Конечно, совсем уж строгих запретов тут нет, но любое проявление активности мешает создать эффект присутствия, когда ты отождествляешь себя с этим актером. В этой ситуации женщина ведет сцену, она доминирует. Но и тут есть ограничения, поскольку она может оказаться слишком близко к камере или слишком далеко от нее. Тут очень много нюансов.

НИМ: Можно ли утверждать, что есть актеры, предпочитающие работать именно на съемках VR-порно?

Т.Г.: Я бы сказал, что на сегодняшний день всех привлекает новизна. Мало кто может похвастать настолько большим опытом съемок в VR-порно, чтобы сказать «мне больше нравится это» или «мне больше нравится то».

При этом могу вас заверить, что VR-фильмы позволяют повысить популярность порнозвезды, поскольку создают у поклонников иллюзию, что именно с ней они занимаются сексом. Часто можно слышать жалобы, что в обычном порно актерам недостает страсти. И это понятно, все-таки речь идет не о настоящих, профессиональных актерах в прямом смысле этого слова. Если люди не испытывают каких-то чувств друг к другу в реальной жизни, то трудно рассчитывать, что между ними промелькнет какая-то искра на съемках. Виртуальная реальность позволяет во многом решить эту проблему, поскольку именно зритель ощущает себя участником фильма.

НИМ: Вы упомянули, что в VR-порно актер-мужчина должен вести себя максимально пассивно, чтобы создать у зрителя иллюзию присутствия. Но сейчас на рынок выходит устройство HTC Vive, которое позволяет передвигаться по виртуальному помещению. Планируете ли вы съемку фильмов, где зритель сможет стать более активным участником происходящего?

Т.Г.: Конечно, мы будем пытаться это сделать. Проблема заключается в том, что зритель должен контролировать движение актера. Когда вы смотрите на мир глазами актера и вдруг видите, как поднимается его рука, хотя вы сами руку не поднимаете, это может дезориентировать. Или когда вы двигаетесь, а актер – нет. Помню, на VR-конференции в Остине мне довелось попробовать приложение, в котором мой альтер эго бродил по виртуальному пространству, в то время как я оставался на месте. Я довольно устойчив к приступам морской болезни, но тут мне поплохело. В то же время, когда я скакал на лошади в виртуальном мире, у меня никаких проблем не возникло, хотя в реальности я опять-таки стоял на месте. Может быть, все дело в том, что всадник, в общем-то, не двигается. Согласитесь, есть над чем поломать голову.

НИМ: Может, стоит разработать специальный контроллер?

Т.Г.: Да, несомненно. Кстати, у HTC Vive есть контроллеры. Нам недавно доставили пробный экземпляр в офис, и конечно, мы что-нибудь тут придумаем. Вообще как можно более полное погружение в виртуальность – очень интересная тема для разговора. Например, мы делаем лучшее в мире VR-порно, но оно задействует лишь два чувства: зрение и слух. Буквально через несколько часов после нашей беседы я буду общаться с представителем компании, которая создает VR-запахи. Понятия пока не имею, что они там такого напридумывали, но раз уж кто-то занимается даже такими вещами, то ждать можно чего угодно.

НИМ: На определенных стадиях разработки того же Oculus Rift многие пользователи жаловались на тошноту во время использования этого устройства. Как обстоит ситуация в порно?

Т.Г.: Да, порой и нам приходилось слышать подобные отзывы, но мы решили эту проблему, когда увеличили частоту кадров с 30 до 60. Тут надо сказать большое спасибо нашему комьюнити. VR – это очень молодое направление, в США только каждый третий в курсе, что такая технология вообще существует. Так что при распознавании и решении таких проблем нам нельзя обойтись без помощи сообщества. И пользователи это понимают: у нас не бывает ситуаций, когда человек оставляет комментарий «Эй, у меня появилась морская болезнь», а потом куда-то исчезает. Нет, нам обязательно отпишут, помог ли наш способ решения проблемы или нет.

НИМ: Можно ли говорить, что у VR-порно сформировалась своя аудитория?

Т.Г.: По моему мнению, между обычным порно и VR существует такая огромная разница, что раз посмотрев VR-порно, к обычному уже не вернешься. Конечно, тут есть технические нюансы, все-таки устройства виртуальной реальности еще не доведены до совершенства. Но как только это произойдет, как только они станут дешевле, то люди явно сделают выбор в пользу VR-порно.

Сейчас этим направлением в основном интересуется мужская часть аудитории, и это понятно, потому что тут большое пересечение с геймерами. Но мы провели эксперимент, показывали людям в парке Сан-Франциско наши VR-фильмы. Они произвели впечатление, как на мужчин, так и на женщин.

НИМ: Порноиндустрия в свое время немало помогла развитию и популяризации интернета. Как вам кажется, повторится ли история в случае с VR?

Т.Г.: Уже повторяется. Порно сейчас – наиболее эффективный способ продвижения виртуальной реальности. Я часто говорю в шутку, что Палмер Лаки должен отстегивать нам с каждого проданного комплекта Oculus Rift. Вы не хуже меня знаете, что VR-игры пока по качеству даже близко не стоят к обычным, а вот VR-порно уже сейчас вышло на принципиально новый уровень. Конечно, когда-нибудь и разработчики игр смогут похвастать успехами, но произойдет это только когда будет продано достаточное количество устройств виртуальной реальности. С появлением серьезной аудитории появится и смысл вкладывать миллионы долларов в разработку игр. Но это дело будущего, а сейчас лидирует порно.