30 марта 2015

Через год Resident Evil стукнут юбилейные двадцать лет. Возраст, что и говорить, почтенный, немногие хоррор-сериалы дожили до такой даты. А достойно дожили и того меньше.

«Обитель зла» в этом смысле не исключение, но изрядно подпорченную карму к знаменательной дате ей удалось подчистить спин-оффом Revelations.

Чудо-остров

Сценаристы Resident Evil давно наловчились перерабатывать старые сюжетные штампы в интересные, хоть и насквозь дырявые по части логики истории. Revelations 2 в этом смысле не исключение: дуэт главных героинь – Клэр Рэдфилд и Мойру Бертон, – похищают прямо с вечеринки антитеррористической организации Terra Save, причем с пафосным шоу с вертолетами и целой ротой солдат. В себя дамы приходят в заброшенной тюрьме на необитаемом острове. Разумеется, скоро выяснится, что и тюрьма не очень заброшенная, да и остров далеко не необитаемый.

Следуя устоявшейся традиции, Клэр и Мойра – не единственные герои на этом празднике смерти; вскоре за ними последует вторая пара персонажей: Барри Бертон и прибившаяся к нему странная девочка по имени Наталья. В общем, здешний сюжет – обычная для сериала история с элементами мыльной оперы.

Женское счастье – был бы зомби рядом

Обе пары героев – союзы совсем не равноценные: Клэр и Барри берут на себя роль ведущих и защитников, а Мойра и Наталья – натуральные «прицепы», чья полезность надумана и форсирована. В частности, Мойра наотрез отказывается брать в руки огнестрельное оружие (хотя не имеет ничего против монтировки), зато умеет подсвечивать фонариком «спрятанные» предметы (в кавычках, потому что их блеск виден невооруженным глазом, но забрать нычку можно только после подсветки). Из Натальи помощник примерно того же уровня. Конечно, она умеет чуять околачивающихся поблизости врагов, – но в целом обе девочки в функциональном плане тянут примерно на сканер BSAA из оригинальной Revelations.

Польза в бою от них минимальна, даже когда ими управляет второй игрок, – а ведь на напарниц в иные моменты придется переключаться и в сингле, чтобы решить головоломку или тактическую задачу. В такие-то моменты и понимаешь, насколько тяжело в мире Resident Evil не закаленному и увешанному пушками вояке, а обычному человеку, тем более ребенку, который монстрам толком-то и ответить не может.

А ты ничего… страшненькая!

Revelations 2 вообще получилась напряженной. Причем достигается это не столько банальными «скримерами», сколько правильно выстроенной атмосферой: первый же поход по ночному лесу заставляет понервничать, пусть даже никто не выпрыгивает на героев с адским криком из кустов.

Другое дело, что все способы, которыми разработчики пугают, проверяют реакцию и заставляют шевелить извилинами, давно и хорошо известны любому, кто видел больше пары выпусков Resident Evil. Бессчетные запертые двери, странные, вопиюще бессмысленные и не вяжущиеся со здравым смыслом механизмы, дежурные пугалки – все это часть заплесневелого очарования сериала. Чтобы открыть тюремную дверь, нужна большая золотая шестеренка? Где ей быть, как не у придавленного прессом трупа! Вход на советскую фабрику перекрывает ростовая статуя Прометея? Нет проблем – соберем для него по кусочкам печень.

Хватает и откровенно глупых геймдизайнерских решений. Пример: вот намертво закрытые ворота, рядом с ними кран, непрозрачно намекающий, чем именно их надо снести. Но кран обесточен, а чтобы открыть проход к генератору, необходимо обязательно подергать эти самые очевидно закрытые ворота, – только тогда выскочит зомби и пробьет дырку в заборе. Делать так уже лет десять как стыдно, но для Capcom это в самый раз.

А еще им в самый раз растягивать приключение старым наглым способом: Барри с девочкой идут по следу Клэр и Мойры практически тем же маршрутом, поэтому игрок вынужден дважды пробегать одни и те же места, причем зачастую в том же самом эпизоде. Хорошо хоть локации вышли разнообразными: на одном острове уместились и тюрьма, и скотобойня, и унылый псевдороссийский поселок, и жуткие лаборатории, и много чего еще.

Без откровений

Capcom наконец признала, что существует значительная группа поклонников, которой даром не нужен блокбастерный блеск, ей милее славные, пусть и порядком замшелые корней серии, – и начала ее ублажать. HD-переиздание первой Resident Evil (если точнее, – ее ремейка для GameCube) – очевидный шаг в этом направлении.

А в Revelations ушлые японцы прощупывают реакцию на другой тип «резика»: более-менее классический, в меру страшный и лишенный ненужного размаха. Прощупывают осторожно, не решаясь вкладывать большие деньги, о чем свидетельствуют и плохонькие CGI ролики, и устаревшая лет на пять графика, и дубовая анимация, унаследованная, кажется, от четвертой части. Поэтому Revelations 2 местами слишком топорна и старомодна, местами занудна, – но при всем при этом она умеет быть если и не страшной, то хотя бы напряженной, достаточно сложной и интересной для поклонников сериала.

Текст: Сергей КОСИН