Редакция, 27 декабря 2016

Вот и пришла пора назвать лучшие игры уходящего года. Достойных претендентов набралось немало, однако мы постараемся управиться с этой непростой задачей до конца недели. Но прежде, чем начнем – важное пояснение. Есть у нас проверенное временем правило «Не более одной награды в одни руки». Поэтому, если вы не найдете в списке номинантов на то или иное звание игру, которая по всем вашим рассчетам должна там быть, то не стоит раньше времени бить в барабаны, дудеть в трубы и вообще поднимать тревогу. Возможно, ваш фаворит победил в другой номинации.

Лучший однопользовательский FPS – Doom

Конкуренты: Shadow Warrior 2, Call of Duty: Infinite Warfare

Бренды масштаба Doom рачительные корпорации на помойку выкидывают лишь в самых исключительных случаях, поэтому было очевидно, что рано или поздно что-то под этой маркой на сцене появится. Но в то, что под знакомым именем будет продаваться правильное содержание после стольких лет ожидания и резкой смены концепции (изначально новый Doom планировался как эдакий Call of Duty, только про ад на Земле) поверить не могли даже конченые оптимисты.

Однако Id Software доказала, что порох в правильных местах у нее еще имеется. Никакой лирики, переизбытка заставок и сложносочиненного лора: вот думгай, вот дробовик, вот бензопила, а вон тысяча чертей, – погнали! Быстрый, яростный, жестокий, Doom 2016-го оказался не таким, каким был его предок, а таким, каким этот предок остался в памяти тех, кто гонял чертей по Марсу двадцать лет назад. Никаких попыток выехать на одной лишь ностальгии, никаких компромиссов, только честное переложение классики на современный, что важно, лад.

Пойдешь ко мне в попугаи? Я научу тебя пить и материться

В немногочисленных конкурентах у Doom были тоже далеко не новички. Котик его знает, какая по счету часть вечного Call of Duty устремилась в космическое будущее, выдав добротную, хоть и не самую оригинальную боевую фантастику. И даже какие-никакие инновации: тут тебе и побочные миссии, и возможность немного побродить по собственному кораблю, и боевые вылеты на космическом истребителе. Вот только в основе всего этого лежит все та же весьма посредственная шутерная механика с бестолковыми врагами и плохонькой стрельбой.

У Shadow Warrior 2 со стрельбой все тоже не идеально, зато там есть отличные катаны и даже бензопила, которая вполне могла бы составить конкуренцию своей товарке из Doom, если бы разработчиков не понесло в эксперименты. В сиквеле наш Ло, извините, Ванг вместо привычного линейного шутера вдруг оказался на дьяблоидной поляне с процедурно генерируемыми уровнями и сизифовой погоней за лутом. Конечный результат вышел любопытным, но требующим доработки и некоторого самоопределения, потому что для дьяблоида тут слишком мало собственно рандома и лута, а для сюжетного шутера, наоборот, не хватает ручной выделки.

А вместо сердца – плазменный мотор!

В общем, на фоне конкурентов вернувшийся с того света Doom смотрится натуральным монолитом, поэтому и уносит под мышкой соответствующую жанровую награду. – Сергей КОСИН

Лучший многопользовательский FPS – Battlefield 1

Конкуренты: Call of Duty: Infinite Warfare, Titanfall 2

Чего-чего, а дефицита многопользовательских шутеров в 2016 году не было – на любой кошелек, вкус, цвет и прочие пристрастия нашелся товар у разновсякого издателя с хитрым прищуром. Меж них снова затесался вездесущий Б. Котик, правда, победа новой Call of Duty не светит и в этой номинации: потратив весь запал на одиночную кампанию, уделить достаточно сил мультиплееру Infinity Ward не смогла. Позаимствовав основную формулу из прошлой части, студия решила ее даже не развить, а разогнать; в результате и без того динамичные схватки превращаются тут порой в хаотичную мясорубку с бегом по стенам.

Гораздо лучше тему бега по стенам раскрыла Titanfall 2; к тому же, помимо этой забавы, она предлагает еще прыжки по крышам, запредельно динамичные перестрелки и бои на Титанах – могучих боевых роботах. Последние ощутимо выделяют детище Respawn Entertainment на фоне прочих многопользовательских развлечений года, что вкупе с высоким качеством всей игры принесло бы ей победу в номинации, кабы той же осенью не случилась Первая мировая война.

Молоток, топор, лопата, раз, два, три

В мирные города и села принесли ее воинственные шведы из DICE, с которыми, когда дело касается мультиплеерных баталий, мало кто может тягаться. С Battlefield 1 они осмелились влезть в непростую тему бойни вековой давности, и справились более чем достойно. Да, это все та же узнаваемая «батла», только еще более злая и хардкорная. Никакой современной оптики, комфортных истребителей, ракетниц с самонаведением и навороченных танков, вместо них картонные этажерки, бронированные гробы и четырехколесные колымаги экспресс-доставки на тот свет. Запустите в эту игру неофита, и он сначала восхитится здешними красотами, потом растеряется от творящегося ада и бесконечных смертей, а через неделю сможет написать увлекательный рассказ о том, что и как происходило с ним на полях сражений Первой мировой. И в этом весь Battlefield 1. – Сергей КОСИН

Лучший TPS – Uncharted 4: A Thief’s End

Конкуренты: Tom Clancy's The Division, Gears of War 4

Наверное, единственная ценность, которую Нейтану Дрейку не нужно красть – это награды, вручаемые при подведении итогов года. Их серия Uncharted и так получает сполна. И когда три первые части ушли с релизного помоста, увешанные медалями, и с полной авоськой кубков, какие могли быть сомнения, что подобный триумф ждет и Uncharted 4? Сомнения же тем временем были. Новости об изменениях на ключевых постах в команде разработчиков, слухи о мрачном сюжете и даже о гибели Дрейка в финале (мол, Нил Дракменн сотоварищи готовы пойти на все что угодно, лишь бы Sony оставила их в покое и позволила сделать второй The Last of Us) потихоньку мутили воду.

Точка в истории Дрейка была поставлена настолько жирная, что даже для адд-она The Lost Legacy геройствовать позвали уже не Нейтана, а его бывшую подругу Хлою Фрейзер из второй части

Но тут Uncharted 4 вышел и снял все вопросы, став лучшей игрой в серии. Сохранив все то, за что мы эту самую серию любим – атмосферу авантюризма, юмор, харизматичных персонажей и зрелищные трюки (с последним даже вышел небольшой перебор), разработчики в четвертой части вывели на новый уровень сюжет. И оказалось, что при должном подходе история о поиске сокровищ вполне сочетается с темами гораздо более сложными, которые при неумелом обращении способны похоронить игрока под завалом банальностей (пользуясь случаем, передаем привет Rise of the Tomb Raider).

Разумеется, у Uncharted 4 были конкуренты. Прежде всего, Gears of War 4, которому хочется искренне посочувствовать. The Coalition сделала отличную игру, однако Naughty Dog, а в особенности ее сценаристы, сработали чуточку лучше. Но если бы Нейтан Дрейк хоть в чем-то дал слабину, то сегодня мы бы чествовали семейство Фениксов. Хорошим получился и Tom Clancy's The Division. Правда, не сразу, а после выхода нескольких платных DLС. Извини, The Division, но оптимальную геймплейную форму надо набирать уже к релизу. Может, в следующий раз?

– Нейт, да стреляй уже, мы же не за звание лучшего стелса боремся!

Были еще надежды на Quantum Break, но он, увы, разочаровал. Толковая команда, отличная идея, годы разработки – а на выходе всего лишь семибальный шутер. Однако не будем о плохом, мы все-таки празднуем, а коли так, то давайте еще раз поздравим Uncharted 4 – безусловно, лучший шутер от третьего лица. И почти лучшую игру этого года. – Александр ВАСНЕВ

Лучший слэшер – Dark Souls 3

Конкуренты: нет

Со времен самого первого Dark Souls не было случая, чтобы мы не отметили новую игру Хидетаки Миядзаки в итогах года. Больно самобытными и во многом исключительными они получаются, каждый находит здесь что-то свое. Для одних это сложность – не то чтобы прям запредельная, но ощутимо более высокая, чем в среднем по палате. Других увлекает разгадывание здешних тайн, попытка понять, осмыслить, а иногда и откровенно додумать сюжет, сеттинг, предысторию, происходящие события. Третьих хлебом не корми, дай только вторгнуться в чужой мир, чтобы коварно подкараулить или убить в относительно честном бою другую живую душу. Для четвертых главное – исследование причудливых миров, и From Software тешит первопроходческое любопытство по полной: невероятной красоты локации хитрыми переходами сплетаются в единое целое, а в особо потайных уголках мира внимательного искателя приключений ждут секретные враги и щедрые дары (а невнимательного – бесславная гибель. Хардкор все-таки).

Угадай, кто?

Все вышеперечисленное есть и в третьей части саги. Очнувшись бесславным покойником на захудалом погосте, мы проделали эпичный путь до королевского дворца, уничтожив по дороге легионы нежити во главе с самим королевским семейством, и накостыляли многострадальной Душе Пепла, чтобы в конце стать Темным Лордом.

Или не стать, тут уж каждому свое, – но приключение это было, что и говорить, незабываемым. Решив на третьей части приостановить производство «Темных Душ», From Software выложились по полной, сделав все в собственных же лучших традициях. И это при фактическом отсутствии конкурентов: посвященный злоключениям белобрысого гайдзина в захваченной демонами феодальной Японии Ni-Oh переехал на 2017-й, а вышедший под конец года Let it Die от безумного Гоити Суды в русском PSN еще не появился, да и вообще free 2 play. Конечно, и из чумного барака пиксельных инди-поделок доносились какие-то звуки, но дверь туда лучше не открывать.

Добавить тут особенно нечего: From Software держит марку, что вдвойне ценно – в гордом одиночестве, за что и получает заслуженную награду. – Сергей КОСИН