Редакция, 6 января 2018

Подошла очередь для лучших среди стратегий, тактик, гонок, платформеров и инди-игр.

Лучшая стратегия - Total War: Warhammer II

Конкуренты: Endless Space 2, Sudden Strike 4

На стратегической грядке в этом году цветет буйным цветом, колосится, раскидывает повсюду ветви и листья, проникает вглубь и вширь корнями Total War: Warhammer II. Жаркое солнце Люстрии и богатая почва Warhammer Fantasy дали фавориту достаточно сил, чтобы с легкостью задавить всех конкурентов. Козырей на руках у Creative Assembly имелось ровно два и оба были разыграны предельно расчетливо. Первый козырь, это сама «Ваха». Как ни крути, а даже «мертвый» Вархаммер, официально завершенный ужасающим апокалипсисом, гораздо живее, сочнее и интереснее, чем любые выжимки из реальной истории и уж тем более он круче абстрактных фантазий о будущем. Бороться с ним – дохлый номер, и разработчики Total War: Warhammer II об этом знали, но не постеснялись применить этот не совсем честный прием.

А я вам сотый раз объясняю, что эльфы не едят сыра!

Второй козырь – сращивание с предыдущей игрой серии. Вскоре после выхода Total War: Warhammer II продажу особый патч связал воедино Старый и Новый Свет, а заодно и все уже выпущенные к первой части DLC, самодельные моды, бесплатные паки и прочий обвес. Это уже откровенное читерство, но кто сказал, что борьба за титул лучшей стратегии года должна происходить по джентльменским правилам? Можно самому стать первым, но можно ведь и сделать всех остальных вторыми. Главное, чтобы результат был искомым.

Между тем, остальные претенденты не особенно-то и сопротивлялись. Endless Space 2 не продемонстрировала почти ничего, что оправдало бы наличие цифры «два» в названии. Откровенно слабая боевая часть и многочисленные балансные прорехи непростительны в условиях серьезной конкуренции. Подкачала и Sudden Strike 4. Был бы у нее истинно стратегической размах вместо тактической возни, чуть более человеческий интерфейс и хорошо поставленный мультиплеер – и кто знает как бы сложилась судьба номинации. Однако история не терпит сослагательного наклонения. А потому Total War: Warhammer II – лучшая стратегия этого года. – Гнэл УНАНЯН

Карл Франц, выходи подлый трус!

Лучшая тактика - Mario + Rabbids Kingdom Battle

Конкуренты: Battle Brothers, Expeditions: Viking

На первый взгляд может показаться, что кроме большого дополнения к XCOM (Икс-Ком) в этом году интересных тактик и не было. Но это далеко не так. Промариновавшись почти два года в раннем доступе, добралась до релиза Battle Brothers. Отличная игра про наемников, которые не стремятся вершить судьбы мира, а просто заработать на свою короткую, но яркую жизнь. Тем не менее, их действия то и дело влияют на цепочки важных для всего мира событий. Благодаря этому каждое прохождение Battle Brothers становится уникальным.

Заслуживает добрых слов и Expeditions: Viking. В ней придется не раз отправиться с недружественным визитом в далекую Британию, а в перерывах между рейдами – заниматься обустройством собственного поселения. И всем бы была игра хороша, да только вот тактические бои в ней получились уж слишком легкими.

В какой еще игре есть пушистый Халк-альбинос?

И конечно, Mario + Rabbids Kingdom Battle. Она подкупает тем, что сражения в ней стоят превыше всего. Возможность сделать каждым бойцом ровно два действия за один ход напоминает XCOM, но в остальном у этих игр нет почти ничего общего. Тактика про бешеных кроликов и популярных героев Nintendo уникальна и интересна сама по себе. Тут во главе угла подвижность и взаимодействие персонажей, а в умелых руках бойцы могут пересечь арену чуть ли не за один ход. При этом боевая и ролевая система честные – почти без «рандома», а битва с любым боссом – сложная и необычная головоломка. Ну а выглядит игра – просто залюбуешься. Именно эксклюзив для Switch стал для нас одним из главных сюрпризов этого года со знаком «плюс». И именно ему мы и решили выдать награду за лучшую тактику. Победа, одержанная не за явным преимуществом, но по совокупности достоинств. – Александр КРЫКОВ

Лучшая гонка - Forza Motorsport 7

Претенденты: DiRT 4, Gran Turismo Sport, Need for Speed: Payback, Project CARS 2

В жанре виртуальных автогонок в 2017 году произошло сразу два неожиданных события. Первое – вышла отличная седьмая часть Forza Motorsport, что с этой серией (не путать с веткой Horizon) последний раз случалось еще в прошлом поколении консолей. Второе – появился долгожданный новый Gran Turismo, и он вдруг оказался не очень. Понятное дело, что GT Sport – не номерная часть, но ценник-то у нее такой же, так что и контента стоило добавить побольше. Как минимум – машин и трасс, а еще лучше – полноценную одиночную кампанию, ведь всякие испытания – это хорошо, но все же немного не то. Конечно, директор серии Кадзунори Ямаути пытался отмазаться, объясняя фанатам, что полноценный одиночный режим им на самом деле не нужен, потому что времена изменились и вообще гладиолус; а вскоре и вовсе объявили, что «сингл» все же расширят. Но когда ждешь новую часть любимого сериала по столько лет, такие расклады однозначно не радуют.

То, чего в GT приходится ждать годами (например, смены погоды), в FM7 есть «из коробки»

Forza Motorsport 7 же, напротив, цветет и пахнет, изо всех сил пытаясь исправить приобретенную за последние годы дурную репутацию. Убогонькую физику – главный камень преткновения всея сериала – привели, наконец, в чувство, поэтому ездить теперь одно удовольствие. Вдобавок тут просто море контента: машин, трасс, дисциплин, соревнований – в общем, всего, что нужно для счастья виртуальному гонщику.

Ну а что остальные конкуренты? DiRT 4 относительно Dirt Rally стала шагом назад во всем, кроме действительно подробной и во многом уникальной кампании, в которой приходилось не только управлять болидом, но и рулить собственной гоночной командой. То есть заключать спонсорские контракты, следить за материально-технической базой, нанимать персонал и заниматься прочей административной работой. Что до Need for Speed: Payback, то ее сюжет оказался как всегда провальным, однако гоночная составляющая вышла довольно хорошей. Сгубила же игру «казиношная» система прокачки машин, предлагающая пользователю выбор между жестким гриндом и беспощадным донатом.

Выглядит FM7 сейчас лучше всех в жанре

Впрочем, даже если бы в NFS обошлось без вымогательства, приз все равно взяла бы Motorsport 7. Ведь Need for Speed – она все же больше про околоавтомобильную мишуру, понты и «тачку на прокачку», а новая Forza – про самое главное, про гонки. – Сергей КОСИН

Лучший платформер - Super Mario Odyssey

Конкуренты: RiME, Little Nightmares, Cuphead

Прошли те времена, когда платформеры были самым популярным жанром, но это не значит, что его нужно списывать в утиль. Тем более что разработчики не ограничиваются одной лишь распрыжкой и регулярно придумывают что-нибудь новое.

То, что платформенное приключение RiME вышло – уже чудо само по себе: от поддержки разработчиков сперва отказалась Microsoft, а потом их трудами осталась недовольна и Sony, но небольшая испанская студия Tequila Works все равно довела проект до конца. Как выяснилось, усилия того стоили: RiME очаровательна, словно Journey, и полна тайн, как легендарная ICO. Разве что упомянутой геймплейной оригинальности там было не так много, как хотелось бы.

Теперь Марио будут обзывать еще и «четырехглазым»

Нельзя не вспомнить и мрачную Little Nightmares. Она интригует с самого первого кадра. Авторы великолепно поработали над сценарием, графикой и звуком – в результате от лишенной дешевых скримеров бродилки становится в хорошем смысле не по себе.

Как всегда не обошлось и без новых игр про ежика Соника, но ни ностальгическую Sonic Mania, ни амбициозную Sonic Forces претендентами на награды не назовешь. Sega просто продолжает эксплуатировать персонажа, чтобы про него не забыли.

В год с меньшим числом конкурентов победа наверняка досталась бы недавней Cuphead – за нарисованное вручную бесчисленное число ярких кадров, уникальный внешний вид и ураганный геймплей, но в этот раз нашлась игра, которая смогла на полкорпуса обойти даже ее. И речь идет о новом Super Mario. Его разрабатывали целых четыре года, и эти усилия окупились на все 100%. «Одиссея» получилась великолепной не просто по меркам жанра, но стала одним из лучших релизов Nintendo за много лет. В кажущейся поначалу простой игре уйма секретов, сюрпризов и уровней на любой вкус. Авторы словно собрали и перемешали все идеи, препятствия и противников из предыдущих игр, а потом добавили к этому набору еще столько же всего нового. И выглядит Super Mario Odyssey отлично, и звучит на все сто. Так что платформер Nintendo в этом году впереди всех. – Александр КРЫКОВ

Лучшая инди-игра - Cuphead

Конкуренты: Night in the Woods, Hellblade: Senua`s Sacrifice, Redeemer, Battle Brothers

Инди-разработчики в 2017 году поработали от души. Как тут не вспомнить стильную и душевную адвентюру Night in the Woods, а также уже упомянутые выше тактики – Battle Brothers и Expeditions: Vikings. Все они вышли в первой половине года, но, как выяснилось, на этом сюрпризы от независимых разработчиков не закончились.

И тут пробки!

В первый день августа появился очень бодрый российский экшен Redeemer про российского буддиста по имени Василий. Несмотря на мирное настоящее, прошлое у этого бородача было явно боевым, а будущее оказалось совершенно мясным. Василий пытался спрятаться в тибетском монастыре от призраков прошлого. Но призраки отыскали его и там, о чем потом жалели на протяжении всей игры. Василий оказался скор на расправу.

Спустя всего неделю после выхода Redeemer’а зарелизилась неожиданно-прекрасная Hellblade. Причем выглядела она так солидно, что даже возникли сомнения, можно ли ее считать инди-игрой. Мы считаем, что можно. В конце концов, сотворила эту психоделическую красоту очень небольшая студия. Ее сотрудники даже выпустили серию дневников о том, как им приходилось выкручиваться из той или иной ситуации в условиях недостатка людских и финансовых ресурсов.

Казино всегда побеждает. Ну, первые раз пятьдесят уж точно

Потом настала осень, и мы попали под каток мультяшного хардкора под названием Cuphead. Он катился к релизу так неспешно, что уже даже не верилось, что эта сказка и в самом деле станет былью. А она взяла и стала, подарив самое настоящее платформенное счастье. И когда слышишь об очередном покоренном Cuphead тиражном рубеже, поневоле начинаешь радоваться. Есть еще справедливость в этом мире. Такие игры должны получать по заслугам. Внесем лепту в это и мы. Прости, Hellblade, ты была очень хороша, но Cuphead – лучшая. Лучшая инди-игра года!