5 сентября 2014

В Корее вовсю идет бета-тестирование одного из самых ожидаемых MMO-проектов. Тяготы и лишения корейской грамоты не помешали нам окунуться в мир "Черной пустыни". Который оказался отнюдь не пустынным.

М

ир Black Desert Online – на редкость живой и проработанный, больше напоминающий однопользовательскую игру, чем MMO. В городе постоянно снуют NPC: вот огромный бородач тащит на спине бочонок; чуть поодаль скучает, ковыряясь в носу, упитанный стражник, на лбу которого написано три класса образования и мечты о предстоящем обеде в таверне. Промотаем несколько часов: вечереет, торговцы привычно запирают лавочки, а харчевни, наоборот, пошире распахивают двери. Улицы, которые только что кипели разномастным людом, пустеют, и даже стражники убрались подобру-поздорову, оставив переулки во власти подозрительных теней. Город спит.

Подобные детали сразу подкупают – чувствуется, сколько труда вложила в свое детище PearlAbyss. К тому же мир живет, он динамичен: если на улице холодно, герою пригодится теплая одежда, чтобы комфортно себя чувствовать в бою. Потом вдруг засверкает солнышко – и понадобится скинуть кафтан, чтобы прекратить истекать потом и избавиться от дебафа. При этом на характеристики персонажей существенно влияет не только температура, но и другие погодные эффекты. Попали под дождь? Теперь махать мечом станет гораздо сложнее; одежда намокает, а на земле расползаются лужицы. Занесло в пустыню? Без верблюда вы будете идти по ней целую вечность.

Даже к такой привычной вещи, как передвижение, PearlAbyss подошли по-новому. Например, реализована инерция: мчащий галопом скакун не может просто так встать как вкопанный, при резком торможении его несколько протянет вперед; у маунтов есть даже специальный скилл – «Резкая остановка». Полуметровый забор герой не перелетает по воздуху, а вполне реалистично перепрыгивает, опершись на него одной рукой. Даже на стены можно карабкаться, хватаясь за выступающие камни, словно в каком-нибудь Assassin’s Creed.

Нужно быть готовыми к тому, что сзади нарисуется группа враждебно настроенных игроков, которая отрежет пути к отступлению

Мир BDO не только обладает гигантскими размерами – с пару World of Warcraft, он еще и бесшовный, а также начисто лишен инстансов. То есть подземелья, конечно, есть, но они доступны всем поголовно. Поэтому, сражаясь с боссом, нужно быть готовыми к тому, что сзади нарисуется группа враждебно настроенных игроков, которая отрежет пути к отступлению (проходить через тела других персонажей в BDO, конечно, нельзя) и превратит подземелье в братскую могилу.

Ближе к делу

Не меньшее внимание разработчики уделили крафту: чтобы создать какой-либо предмет, в Black Desert Online придется экспериментировать, причем не просто смешивать приглянувшиеся ингредиенты, но и подбирать нужные пропорции. К тому же для приготовления банального зелья потребуется осуществить целый производственный процесс: найти и собрать травку, высушить ее, растереть в специальной ступе и, наконец, сделать отвар в алхимическом котле, который также надо где-то взять... Даже банальная рыбалка не так проста: если слишком засидеться с удочкой, улов успеет протухнуть.

К счастью, лично заниматься всеми этапами производственного процесса не обязательно, большую часть проблем можно спихнуть на NPC-невольников. Но просто купить их недостаточно, необходимо создать еще и условия для труда: соорудить бараки, склад для сырья и ремесленные мастерские, нанять NPC для торговли в лавке или охраны караванов, направляющихся в дальние страны. Когда наблюдаешь за результатом своих трудов, за этими снующими туда-сюда рабочими, кажется, что оказался в некоем подобии Settlers.

NPC можно не только отдавать приказы, но и общаться с ними. Наладив хорошие отношения с поселянами, послушав сплетни и слухи, можно многого добиться, ведь в игре реализована система «знаний», которые усваиваются автоматически по ходу приключений. Причем знания бывают из самых разных областей – от политики, в которой можно поднатореть по ходу общения с вельможами, до экологии, которая осваивается в процессе истребления диких животных и монстров. Кроме того, хорошие квесты NPC выдают только хорошим знакомым, поэтому дипломатические связи полезны всем игрокам.

Убий и захвати

Тем же, кому не терпится помахать мечом, следует знать: в Black Desert Online применена non-target боевка. Вдобавок она состоит из множества комбо, проводимых нажатием нескольких клавиш одновременно, ударов с разбега и в прыжке. Прибавьте к этому активный блок, уклонения и прыжки, которые расходуют выносливость, – и получите весьма динамичный бой. Любителям файтингов очень понравится (тем более что можно играть с геймпадом), но более спокойным товарищам (и обладателям тормозных интернет-соединений) лучше становиться стрелками.

Благо, есть из чего выбрать: уже в «бете» реализовано шесть классов, от Giant (гигант с огромными топорами, способный превращаться в оборотня) до Tamer (укротитель или, скорее, призыватель могучих существ). Причем древо навыков предусматривает определенную гибкость: вполне реальны необычные комбинации, например, милишный волшебник. А к релизу число классов обещают довести до десяти.

Впрочем, среди них не найдется места специализированным лекарями или баферам: соответствующими умениями обладает каждый класс. Прибавит разнообразия и привязка способностей к полу персонажа. Так маги-мужчины становятся волшебниками-визардами и специализируются на дальнобойных AoE и бафах, а маги-женщины оказываются колдуньями-сорками и особенно искусны в наносящих урон со временем заклинаниях (DoT’ах) и рукопашном бою. К тому же появляющаяся после 40 уровня система случайно прибавляемых скиллпоинтов практически исключает вероятность существования двух одинаковых персонажей.

Система уровней и прокачки – самый спорный вопрос, который может отпугнуть от BDO многих потенциальных игроков. Дело в том, что в игре отсутствует лимит развития, но после 50-го уровня опыт начинает капать очень медленно, а его получение полностью завязывается на гринд. Хотя можно разглядеть в этом и плюсы – например, практически гарантированы бесконечные веселые PvP-зарубы за вкусные экспоносные места.

«Практически» – потому что местные штрафы за смерть вполне могут отпугнуть казуалов. Если игрока убивает монстр или другой игрок – он не только теряет опыт, но и рискует расстаться с частью своих предметов, причем, чем хуже репутация персонажей – тем больше шанс потери. Особенно активно падают дорогие безделушки, улучшающие оружие и броню. Так что воевать лучше проверенной и сплоченной группой, а то и армией.

Для армий найдется и другое развлечение: любимые многими осады, в которых здесь может участвовать до 800 человек. Их суть разработчики решили особо не менять, а лишь сдобрить парой приятных нововведений: например, появились слоны – многоместные маунты, несущие смерть и разрушение. Будут и пушки, и осадные орудия, и даже наемные NPC, которых позволят выстраивать в боевые порядки. Настоящая война! Ну а победитель получает контроль над системой налогов и ценами в регионе, причем каждому члену гильдии выплачивается «зарплата». Так что недостатка в потенциальных землевладельцах не будет.

Сейчас основа игры доделана (на носу – третий этап ЗБТ), и уже видно, что BDO – если не прорыв, то, по крайней мере, игра, которая привнесла новые стандарты в MMORPG. Не самые ключевые в традиционном ММО-геймплее элементы вроде изменчивой погоды и наполнения городов «реальными» NPC основательно оживляют геймплей и углубляют погружение в мир.

Есть и спорные моменты – чересчур бешеная боевка; f2p-система, которая уже множество игр убила навязчивым донатом; опасность неизбежного гринда, поощряющая повальное ботоводство; проблемы выживания одиночек и казуалов, а также другие разнокалиберные напасти. Пожелаем же игре избежать перечисленных проблем, успешно релизнуться и встряхнуть несколько скудную на новаторство сцену MMORPG.

Текст: Николай РЫБАЛЬСКИЙ