Сергей Косин, 9 января 2017

Выход игры, посвященной экстремальным зимним видам спорта, ныне событие куда более редкое, чем славный праздник Новый год. Когда-то существовали целые серии о нескучном бытии сноубордистов, но те времена давно прошли: последний релиз SSX от EA, например, состоялся аж в 2012 году.

В свое время Ubisoft уже пробовала удачу в этом жанре с Shaun White Snowboarding (посвященной Шону «The Flying Tomato» Уайту), однако без особого успеха. Тем не менее, спустя семь лет французы решили вернуться за реваншем. Причем вернуться с размахом: Steep – дальнейшее нужно произносить голосом продавца из телемагазина, – предлагает в одном проекте не один, не два и даже не три, а целых четыре вида спорта!

Винни-Пух, ты что, застрял?

Два пятых колеса

Погнавшейся за разнообразием Ubisoft Annecy требовалось не только усидеть на всех четырех стульях, но и полностью покрыть их сидения заботливой геймдизайнерской пятой точкой. И вот с этим вышла проблема: из представленных в Steep дисциплин две могли легко обойтись без снега – а игра, в свою очередь, могла легко обойтись без них самих.

Первая предлагает полетать в костюме белки-летяги, сиречь вингсьюте. Процесс вроде бы должен быть увлекательным, но вышло так, что на легких маршрутах расслабленно парить, разглядывая однообразный снежный пейзаж, скучно, а по-настоящему сложные (порой абсурдно сложные) маршруты губят море нервных клеток благодаря не особенно приятному управлению и дурацкому положению камеры. Забавно, но в той же недавней Just Cause 3 полеты на вингсьюте были сделаны на порядок лучше, а она ведь – не спортсим и вообще не сим.

Еще более неуместно смотрится парапланеризм – один из видов спорта, вся прелесть которых в личном участии, и которые в принципе не подходят для переноса в игру «как есть». Если бы Steep была махровой аркадой, разработчики еще могли бы сочинить что-то захватывающее; но они решили держаться аутентичности, поэтому задания на параплане только нагоняют тоску, предлагая медленно и печально перемещаться из точки А в точку Б по оптимальной траектории.

Куда лучше (хотя и не идеально) дела обстоят с оставшимися двумя, исконно зимними, видами спорта: сноуборд и горные как козлы лыжи предлагают увлекательно провести время, носясь по крутым склонам, лавируя между елками да камнями и выделывая трюки на естественных и не очень трамплинах. Причем аркадность тут сведена к минимуму, трюки хоть и лихие, но более-менее реалистичные, а у райдера есть шкала перегрузки, выполняющая роль лайфбара.

Во фрирайде периодически можно встретить живых людей и даже объединиться в команду на заезд-другой

Здоровье отнимается за прыжки с большой высоты, неудачные приземления, езду по камням, и восстанавливается со временем. Правда, реализацию идеи с перегрузкой нельзя назвать оптимальной: лайфбар снижается даже при вполне качественном исполнении трюков, и на четвертом-пятом финте подряд райдер валится на снег, сбивая множитель очков. Прыгать же более аккуратно, давая альтер-эго отдышаться, не получается, поскольку дистанция до финиша ограничена; из-за этого выполнять зачеты на золото (с бронзой и серебром проблем, как правило, нет) – сплошное мучение.

Что касается лыж, то они со сноубордом в большинстве соревнований взаимозаменяемы, то есть проходить зачеты можно на чем душе угодно. Но без явной необходимости к заменам лучше не прибегать: если сноуборд – вещь для игр привычная, то лыжи – все же некоторая экзотика. Да и сил на них явно не жалели: хорошая анимация, приятное управление – все сделано для того, чтобы у сноуборда была реальная альтернатива.

Картинка в Steep симпатичная, но не более: в мире, состоящем из снега, скал и елок, можно было постараться разнообразить пейзаж

Steep да Steep кругом

Уже по представленным дисциплинам видно, что Steep получилась игрой неоднозначной, а знакомство с местным открытым миром только повышает градус этой самой неоднозначности. В игре про лыжи и сноубординг не ограниченный трассами простор дает правильное настроение и ощущение свободы: в любой момент можно переместиться на вершину горы, чтобы просто покатиться вниз – и спуск займет десятки минут. Это необычно, интересно и вообще круто.

Не круто прикручивать сюда калечное исследование этого самого мира. Дело в том, что «интересные места», зоны высадки (местный аналог вышек) и маршруты нужно еще открыть, а исследовать мир, в котором твое передвижение так или иначе ограничено наклоном горы – занятие, как минимум странное, потому что взять и поехать, куда хочется, нельзя. Простой пример: вы стоите на горе; на соседней горе, но выше, подсвечена зона, которую нужно разведать. Сделать это возможно и с расстояния, при помощи бинокля, – но дистанция, с которой он «подцепляет» интересное место, очень мала, то есть к ней нужно подобраться поближе. При этом вы находитесь ниже этой точки, выше этой точки места для респавна у вас еще нет, а в гору, по понятным причинам, на лыжах не заехать. Приходится нездоровым образом исхитряться, а иногда просто ждать, пока неочевидный алгоритм кампании или ваши хаотичные перемещения по горам откроют точку повыше той самой, желанной и неизведанной. Абсурд. Но и это – не самая большая проблема игры.

Одежда не влияет на характеристики спортсмена, так что напялить на себя можно все, что душа пожелает

То ли лыжи не едут…

Косяков в Steep больше, чем в магазине дверей. Например, большая часть надписей сделана либо черным цветом на сером фоне, либо белым цветом без фона – что автоматически делает их нечитабельными, потому что в таком случае фоном выступает снег. Камера имеет привычку выделывать дурацкие коленца и выдавать странные ракурсы. Столкновения с большей частью объектов вроде домов и заборов проработаны из рук вон плохо, а моделька райдера очень любит застревать в препятствиях. Вдобавок, респавн на точке старта соревнования может засунуть бедолагу в камень или под сугроб.

В общем, проект у Ubisoft получился очень любопытным, но это именно «проект»: ворох мелких и крупных, технических и дизайнерских проблем не позволяет назвать Steep законченной игрой. Отовсюду торчат заготовки для чего-то хорошего, масштабного и даже прорывного, но эти заготовки надо еще отшлифовать. В лучшем случае, это будет сделано патчами, в вероятном – допилят в DLC, а в худшем... Про худший думать не хочется, ведь жанр-то не самый урожайный.

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 7
  • Звук и музыка 6
  • Реализм 7
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
7
Оценка пользователей
7.7

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!