Александр Васнев, 25 января 2016

Сказка началась с малого. С единичных карандашных рисунков, которые художник Роман Папсуев (известный в соцсетях под псевдонимом Amok) выложил в интернет осенью прошлого года. С Ильи Муромца в образе закованного в латы воителя, с охотника на ведьм Алеши Поповича, с восседающего на ходячем дубе Соловья-Разбойника способного призывать в бою миньонов – тех же дубов, только размером поменьше. Оказалось, что персонажи русских сказок очень даже неплохо вписываются в игровой фэнтези-сеттинг. Так родились «Сказки Старой Руси», один из самых интересных арт-проектов на просторах российского интернета.

Роман Папсуев

Сейчас это уже целая серия рисунков, многие из которых сопровождаются подробными описаниями знакомых с детства персонажей. Или правильнее сказать – незнакомых, ведь старинные предания про того же Илью Муромца очень сильно отличаются от всем известных сказок. В работе Роман опирается именно на первоисточники. Как он сам говорит, «я не использую авторские интерпретации мифологии и «кабинетные исследования», стараюсь даже не читать мнения признанных экспертов на эту тему, поскольку там, опять же, их интерпретация, а не сухие факты. Делаю я так, потому что чужой взгляд на исходные материалы может серьезно повлиять на мой собственный».

Рисует Роман с оглядкой на игры, в чем ему помогает немалый опыт работы в компании Mail.ru, где он является ведущим художником. У незнакомых со спецификой темы предложенная трактовка образов вызывает вопросы, на которые автор старается по возможности давать максимально подробные ответы. Кого-то такие объяснения устраивают, кого-то нет. На наш же взгляд, «Сказки Старой Руси» выглядят просто здорово. Настолько, что мы решили узнать о них поподробнее. И помог нам в этом сам Роман.

Навигатор игрового мира: Когда вы начали делать первые наброски персонажей, было ли у вас понимание, что эта затея может вылиться в нечто большее, чем серия рисунков?

Роман Папсуев: Сначала этот проект рассматривался мной исключительно как веселая зарядка для фантазии и возможность порисовать карандашом. Поэтому первые картинки были нарисованы «из головы», просто как пример совмещения русского фольклора с традиционными игровыми фэнтези-сеттингами. Но в какой-то момент ситуация стала меняться. Наверное, с той самой минуты, когда я впервые залез в источники, почитал первые сказки из сборника Афанасьева. Сейчас я к проекту отношусь намного серьезнее, особенно учитывая, что мои исследования в какой-то момент стали отчасти просветительскими. Люди стали много нового узнавать о славянском фольклоре, стали интересоваться темой – это прекрасно, я считаю.

НИМ: Если кто-то из наших читателей захочет углубиться в тему славянских сказок, с какими источниками ему стоит ознакомиться в первую очередь?

Р.П.: Со сборниками А.Н. Афанасьева и А.Н. Толстого. Есть замечательный сайт – hobbitaniya.ru. Я не имею отношения к его созданию, но постоянно и с удовольствием им пользуюсь. Именно там можно найти и исходные тексты сказок-былин-преданий, и адаптированные версии, и авторские сказки.

Кроме того, помогает «Википедия» – там, правда, нужно все проверять-перепроверять, но зато базовая информация дана в концентрированном виде. А вот копать уже лучше в хрестоматийных трудах, например, в «Мифологическом словаре», работах Проппа и т.п. Конкретно Проппа я не читаю специально, чтобы его мнение никак не влияло на мою фантазию, однако другим советую, поскольку это общепризнанный исследователь русского фольклора.

НИМ: В описании последних работ указывается так много тонкостей, что это позволяет говорить – речь идет уже не о серии персонажей, а о сеттинге, частью которого являются эти герои...

Р.П.: Да, верное наблюдение. По мере того, как я углублялся в изучение исходных текстов, все больше и больше становилось понятно, что этих персонажей вполне реально совместить в рамках одного сказочного мира, более того – в рамках одной хронологии и даже географической карты. Можно их связать между собою, как событийно, так и через родственные связи, объединить общей мифологией и концепцией мира.

В то же время я намеренно ухожу от реализма в плане исторических прототипов оружия и реальных географических мест, поскольку мне кажется, что нужно четко разделять мифологическое и историческое. И искренне убежден, что использовать сказки как источник информации о реальной жизни можно только в контексте знаменитой присказки «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». По факту я занимаюсь сейчас мифотворчеством, «кабинетной мифологией», создаю свою, авторскую интерпретацию персонажей, и планирую «поселить» их в новом сеттинге. Что из этого выйдет в будущем – посмотрим.

НИМ:Пока же к выходу готовится артбук по «Сказкам Старой Руси», верно?

Р.П.: Да, он станет завершением первой части проекта, своего рода промежуточным финалом, своего рода концепт-документом, основой для чего-то большего. Я еще не до конца определился с форматом самого издания, поэтому оценить объем пока не представляется возможным. Как и сроки: по предварительным прикидкам он должен быть готов где-то к осени. Рисунков будет много, на каждого персонажа я планирую по 3-4 дополнительные картинки. Плюс локации, а их набирается прилично, и некоторые весьма интересны. Например, Калинов мост, всякие избушки на курьих ножках и так далее. И, конечно, наброски сценок, детальные портреты основных героев, концепт-дизайны снаряжения и полноформатные, полноцветные «разворотные» картинки со сражениями. Все это, конечно, отнимет кучу времени, поскольку проектом я занимаюсь только в свободное от работы время, и загонять себя в конкретные временные рамки не собираюсь. Но и торопиться и делать тяп-ляп не хочется.

НИМ: От подобных зарисовок рукой подать и до комикса. Не было мыслей двигаться в этом направлении?

Р.П.: У меня был опыт рисования комиксов. Очень трудоемкое занятие, если делать все в одиночку, а выхлоп – практически нулевой. Поэтому на данный момент ничего такого не планирую. Возможно, ограничусь какими-то короткими сценками, иллюстрациями какого-то конкретного эпизода из биографии персонажей.

НИМ: Собирая материал по персонажам сказок, вам довелось многих знакомых с детства героев узнать с новой стороны. Кто удивил больше всего?

Р.П.: Мифология сама по себе очень брутальна, и с точки зрения современной морали весьма сомнительна. Другое дело, что необработанные тексты обычно известны лишь экспертам, а большинство же знакомо с адаптированными версиями. Я не был исключением. А тут представился случай изучить «наше, родное». И «наше, родное» не разочаровало.

Стоит отметить, что исходные тексты могут шокировать только современного человека. Для людей того времени эти сказания были всего лишь отражением реального мира, который их окружал. А мир тот был далек от совершенства. Поэтому и герои былин и сказок меня смущают постоянно. То Илья Муромец сына убьет и поглумится над телом, то Добрыня свою новую жену-ведьму порубит на куски, то Алеша Попович начнет подкатывать к жене Добрыни, то Вольха вырежет все население города, а потом начнет торговать женщинами... В общем, «Санта-Барбара» встречается с «Техасской резней бензопилой», такой накал страстей.

Повторюсь – это все было нормально с точки зрения тех времен, но сейчас злоключения героев в исходных сказках и былинах могут сильно впечатлить людей с тонкой душевной организацией. Я уже не говорю о том, что в реальной истории творилось, это вообще отдельная тема. Поэтому в своих изысканиях я стараюсь исходить из предпосылки, что эмоции нужно отключить, и изучать сухие факты, оценивать их с современной точки зрения и вычленять нужное для проекта и понятное для широкого круга зрителей.

Удивляет же больше всего то, что я нашел пока только одного исключительно положительного персонажа, к которому прям вообще не придраться (разве что предъявить обвинение в воровстве) – это Серый Волк из сказки про Ивана-царевича.

НИМ: Уже известен список персонажей, которые вы планируете нарисовать в первую очередь, и список, что называется, на перспективу. Почему Вий попал во вторую группу? Потому что он уже не столько фольклорный персонаж, сколько, благодаря Гоголю, авторский?

Р.П.: Во-первых, списки эти очень приблизительные, и я ориентируюсь только на свой собственный интерес. Очень часто персонажи из второго списка стремительно врывались в первый (так было и с волколаками, и с Курочкой Рябой, и с русалками). Во-вторых, Гоголь основывал свои повести и рассказы на славянском фольклоре, сюжет Вия – буквальный пересказ так называемых «страшных сказок» о ведьмах. Сам же Вий – вполне конкретный герой восточнославянского фольклора. Другое дело, что, если я и буду его рисовать, то не стану использовать в работе описание Гоголя, а постараюсь найти исходные тексты. Меня в первую очередь интересуют исходные тексты сказок, а не авторские произведения (того же Пушкина, например). Последние я пока не рассматриваю, как не рассматриваю пока и сборники сказок Бажова, например.

НИМ: В описании волколаков говорится, что они наемники и служат кому-то злому, но скорее всего не человеку. При этом упоминается, что это некий «иностранец». Саурон решил обратить взор на Русь?

Р.П.: Это спойлер (Улыбается.) Ответ на вопрос, кто этот таинственный наниматель волколаков, будет дан в артбуке.

НИМ: Зрительское внимание больше помогает или мешает? Ведь то и дело приходится сталкиваться с людьми, которые начинают в деталях объяснять, что у этого героя меч не той системы и т.д.

Р.П.: Будучи натурой творческой, я, безусловно, испытываю боль, когда начинают критиковать мое творение. Если вам кто-то будет говорить, что он спокойно и без эмоций реагирует на критику – не верьте. Если подходить к вопросу образно, то в глубине души настоящий творец относится к плоду своего труда, как к ребенку.

А кому понравится, когда прохожий и незнакомый человек вдруг начинает критиковать вашего ребенка, например, называть уродцем? Так же и с критиканами, которые, например, одно время пытались мне доказать, что у Ильи Муромца обязательно должна быть булава в качестве основного оружия. Почему они так говорят? Потому что у Васнецова так. А тексты сказок и былин читать – зачем? Вот если бы прочитали, узнали бы много нового. Например, что богатыри в совершенстве владели вообще любым оружием, что Илья в былинах больше пользовался луком, а некоторых врагов вообще шапкой убивал.

А вот поддержка – сильно воодушевляет, и я очень благодарен людям, которые пытаются как-то помочь, давая ссылки на интересные исследования или на книги. Или даже просто благодарят за работу – это очень приятно, что уж тут лукавить. Благодаря именно этим людям я и не забросил проект – вижу, что он многим нравится, многие интересуются славянским фольклором, многие поняли, что именно я делаю, и зачем.

НИМ: Были ли случаи нарушения авторских прав в отношении артов из «Сказок Старой Руси»? Публиковали ли ваши рисунки без разрешения?

Р.П.: По поводу коммерческого использования – к счастью, пока был всего лишь один случай, да и тот инцидент был исчерпан довольно быстро, благодаря оперативной работе сайта, на котором продавались контрафакты. Что до публикаций, то люди в большинстве своем адекватные, пишут в личку, просят разрешение. Конечно, полностью контролировать этот процесс невозможно, и громадное число сайтов опубликовали картинки без указания авторства. Некоторые сайты беспардонно ставят свои штампы-вотермарки, мол, это их изображения. В принципе, некоммерческое использование я разрешаю всегда, а вот коммерческое будет караться по полной программе. Доказать авторство в суде мне будет совсем несложно.

НИМ: «Сказки Старой Руси» на данный момент – серия карандашных рисунков. Но у вас наверняка есть представление, как тот или иной персонаж должен выглядеть в цвете...

Р.П.: Конечно. Я бы сформулировал это так: нечто близкое к реальным цветам с вкраплениями ярких оттенков. Мир «Сказок Старой Руси» похож на реальный мир, но часто ярче и насыщеннее – по крайней мере, сейчас концепция такова. Если нужен визуальный якорь для понимания, то я предполагаю, что это нечто вроде «Властелина колец». Или если объединить воедино реализм Warhammer и яркость World of Warcraft.

НИМ: Связывались ли уже с вами косплееры на тему создания образов персонажей ССР?

Р.П.: Да, неоднократно. Очень положительно отношусь к косплеерам, помогаю как могу. Может быть, увидимся с ними на московском Comic Con’е.

НИМ:В свое время вы рисовали персонажей «Песни льда и пламени», после чего с вами связался сам Джордж Мартин. Какое впечатление оставило общение с ним? Не предлагали ли вам работать над сериалом «Игра престолов»?

Р.П.: Это было очень давно. Я рисовал фан-арт по книгам этой серии, кто-то показал эти картинки Мартину, они ему понравились, он связался со мной. Потом он присылал мне описание героев, я по этим описаниям рисовал портреты и иллюстрации. Воспоминания о нашей работе остались исключительно положительные, это был хороший, поучительный опыт. Все это происходило задолго до сериала, когда в мире вообще мало кто рисовал по Мартину, и работу мы закончили тоже задолго до подписания контракта с НВО. Поэтому над сериалом мне никто поработать не предлагал. Не могу сказать, что я об этом сильно жалею, поскольку тогда бы я, возможно, не попал в игровую индустрию, и лишился бы возможности поработать над другими интересными проектами.