Антон Бондаренко, 23 апреля 2020

Бывалому агенту XCOM непросто приспособиться к мирной жизни. Еще вчера ты героически уворачивался от зарядов плазмы, грудью закрывал гражданских и был готов голыми руками порвать любого сектоида, посмевшего вторгнуться на старушку Землю – а сегодня этот сектоид уже работает продавцом-консультантом и пытается впарить тебе пылесос втридорога. Разве за это мы воевали?

Да, победив инопланетян в XCOM 2, человечество не стало устраивать им массовый геноцид. Вину за события первой и второй частей свалили на расу Старейшин – они держали всех в псионическом подчинении, им и отвечать. А поскольку все они мертвы – все совсем удобно получается. Кстати, о репатриации пришельцев речь тоже не идет: хотя космические корабли по-прежнему стоят в космопортах, без мощной псионики Старейшин, они, видимо, не летают. В общем, все-таки придется делиться жизненным пространством с бывшими врагами. Благо, за время оккупации инопланетяне успели отгрохать немало сверхсовременных городов на полном самообеспечении.

Каждый новый виток сюжета сопровождается коротким роликом со статичными картинками

Добро пожаловать в Сити-31

Один из таких мегаполисов и оказался в центре событий Chimera Squad. Город 31 – место, где встречаются самые разные расы, культуры и идеологии, а потому здесь полно экстремистов, бандитов и просто психов всех видов. Разбираться с этим гнездом порока предстоит, как всегда, Икскому; вернее, одному из его подразделений, – тому самому «Отряду Химера». Это не полиция и не армия, и вообще отряд находится в городе на птичьих правах, а потому если серьезно накосячат – «химер» выгонят из города и не задумаются.

Впрочем, это не значит, что нужно будет играть в политику, собирать на первых лиц города компромат или выполнять для них всякие грязные делишки в обмен на поддержку. На деле все намного проще: город разбит на 9 районов, в каждом – счетчик недовольства от 0 до 5. Если хотя бы в одном районе недовольство достигло максимума – начинает тикать счетчик общегородской анархии, и если он дотикает до предела – все, гейм овер.

В каждом районе можно обустроить опорный пункт «Химеры», который будет поддерживать порядок и еженедельно приносить ресурсы

Недовольство в районе растет, когда «Химера» проваливает операцию или допускает гибель гражданских, и падает... да в принципе, оно только и делает, что падает. Выполнили в районе миссию – недовольство уменьшилось. Провели спецоперацию (которые выполняются моментально и ничего не стоят, но несколько дней перезаряжаются) – опять уменьшилось. Отправили одного из сотрудников в недельную командировку, раздавать гуманитарную помощь – недовольство уменьшится во всем городе сразу.

Другое дело, что при всей внешней простоте, стратегический уровень в Chimera Squad интересен. Как и в XCOM, всегда прилетает несколько миссий сразу, а выполнить можно только одну, причем награда за них тоже отличается. Вот и думаешь: заняться той, где денег поменьше, зато она позволит утихомирить бунтующий квартал, или погнаться за мешком денег и редких апгрейдов на другом конце города?

Время в Chimera Squad течет размеренно: один день – один комплект миссий

Свою лепту вносит и менеджмент людских ресурсов: в бой всегда отправляются четыре агента, а остальными можно распорядиться как угодно. Например, отправить обивать пороги местных богачеев, чтобы они сделали добровольное пожертвование в бюджет организации. Или записать в тренажерный зал: пара дней интенсивных занятий, и вот тебе плюс два очка к максимальному здоровью. Или даже посадить двигать научно-технический прогресс. А чтобы не возникало вопроса, куда XCOM опять продолбал все свои наработки, игра исходит из предпосылки, что все необходимые чертежи у команды уже есть, нужно только загрузить их в станок – а это процесс небыстрый, и ускоряется он, только если рядом кто-то дежурит.

Круговая порука

Пойти и просто нанять новых людей не получится – свежих рекрутов выдают строго по сценарию, после выполнения сюжетных миссий. Зато и потерять никого нельзя: словив фатальную дозу плазмы, агент падает и несколько ходов ждет первой помощи, причем если ее не оказать – наступает безальтернативный гейм овер.

Нового агента можно выбрать из трех кандидатов

Впрочем, местные бои настолько скоротечны, что пять ходов – это какой-то запредельный срок. В прошлых XCOM агенты всегда приземлялись на отшибе и несколько раундов просто шли до цели – а здесь врываются сразу в помещение, где засели враги. Короткая жаркая перестрелка, горы трупов – все, комната зачищена, возвращаемся на базу. Или приступаем к следующей – некоторые миссии разбиты на 2-3 сегмента, каждый из которых начинается штурмом.

Штурм устроен просто, но с выдумкой. Есть несколько точек проникновения: дверь, окно, крыша и так далее. Некоторые из них требуют специального девайса: например, чтобы пробить дыру в стене, придется тащить с собой заряд взрывчатки. С каждым входом и выходом связаны свои бонусы, зачастую взятые наобум: например, у прыгнувшего с крыши будет плохая видимость, а первый вошедший в дверь получит плюс один к броне на время этого боя. Кроме того, нельзя заранее посмотреть ни количество противников, ни планировку помещения, поэтому солдат раскидываешь либо наобум, либо в соответствии с бонусами – но приятное разнообразие в бои фаза штурма все-таки вносит.

Бандитов тоже можно оглушать и брать в плен – вместо новых направлений исследований это приносит дополнительные ресурсы

Еще одно новшество – теперь ход в бою переходит не от «Икскома» к врагам и обратно, а от юнита к юниту; соответственно, появились абилки, передвигающие своих и чужих по шкале времени. В остальном же тут привычные перестрелки, с шансом попадания, укрытиями, заходами во фланг и так далее. Разве что временные лимиты стали жестче: если в XCOM 2 на выполнение задания давалось 8-10 ходов, то в Chimera Squad каждый солдат обычно успеет походить раза два, прежде чем в дверь постучится вражеское подкрепление. Да, вот так: мы играем вроде как за полицию, а подкрепление приходит к бандитам. Поэтому задания вроде спасения VIP или кражи контрабанды нужно проходить максимально быстро: подбежал, забрал – и деру, по дороге отстреливая самых наглых.

Вне категорий

Поскольку агенты теперь все наперечет, Firaxis не стала разбивать их по абстрактным классам, а дала каждому из одиннадцати бойцов уникальный набор умений. Вот Шелтер – псионик, который поначалу умеет только меняться местами с любым персонажем (включая врагов), но со временем научится и выжигать противникам мозг, и воровать у них жизненные силы, и даже создавать своего пси-клона. Вот Аристократ – снайпер, который без всяких добрых слов, одним пистолетом может добиться очень многого. Вот Терминал – девушка-медик, незаменимый член группы. Ну и поскольку отряд «Химера» межрасовый – есть среди бойцов и инопланетяне: например, псионик-сектоид Вердж, громила-мутон Аксиом, и змея Затяжка, способная перемещаться по вентиляции, заплевывать противников ядом или опутывать их и душить.

Топовые абилки позволяют зачистить чуть ли не всю комнату разом

Помимо статов и абилок, у каждого агента есть свой характер, который он проявляет при каждом удобном случае: змея, как и положено, себе на уме, Терминал стебется над всеми подряд, а Шелтер может поделиться личными воспоминаниями, если команда столкнется с бригадой псиоников. Акцент на «если»: хотя в целом история линейная – вначале охотимся за одной бандой, потом за другой, потом за третьей – игроку оставлено право выбирать, за кем охотиться в первую очередь, и от этого возможности и тактики других банд немного поменяются.

В общем, при близком знакомстве Chimera Squad оказывается не хуже номерных частей XCOM. Бои стали совсем камерными, но гораздо более разнообразными благодаря многообразию абилок агентов. Ну а их яркие персоналии компенсируют то, что сюжет потерял в глобальности. Так что, как и в номерных XCOM'ах, в Chimera Squad легко можно залипнуть десятки часов, проходя кампанию, а по ее завершении – начать заново, на более высоком уровне сложности и с другим стартовым набором агентов.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 7
  • Звук и музыка 8
  • Дизайн 8
  • Ценность для жанра 7
Оценка редакции
8.1
Оценка пользователей
8.5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!