31 марта 2015

Добрый человек, приписавший к Type-0 слова Final Fantasy, наверняка и «Игру престолов» поставил бы куда-нибудь по соседству с «Властелином колец».

А

что? И там и там маломагичное фэнтези, благополучному существованию обывателей грозит какая-то нездешняя нечисть, а в фокусе – несколько групп главных героев. А что голову кому-то рубят на первых страницах – это уже детали.

Так и с Type-0. На первый взгляд, все здесь привычно и знакомо: курицы-чокобо все еще замещают лошадей, перед носом выписывают круги умилительные бело-розовые мугли, и даже родная база – академия для особо одаренных подростков-боевиков – вызывает стойкие ассоциации с Final Fantasy VIII. «А теперь добавим чернухи», – сказал себе гейм-директор Хаджиме Табата. И понеслась: враги сжигают родную хату уже в прологе, скошенный автоматной очередью чокобо испускает дух прямо перед объективом камеры, а эйдолоны (Ифриты, Шивы и прочие сверхсильные кецалькоатли) для призыва на поле боя теперь требуют не маны, а жизнь призывающего. Даже побродить по карте в свое удовольствие не дадут: все повествование жестко разбито на миссии, между которыми есть лишь немного «свободного времени», которое и можно потратить на прогулки, побочные квесты и общение.

Одновременно были выкорчеваны традиции подачи сюжета: вместо историй отдельных людей Type-0 ставит во главу угла геополитику. Главными действующими лицами являются три враждующих государства, их лидеры, генералы и местные полубоги L’Cie – вот они важны, их запоминать стоит; а наши протагонисты, собранные в «класс ноль» – не более чем инструменты в глобальной войне. Потому и вместо имен у них «карточные» клички (от «двойки» до «туза»), и возможностей поближе познакомиться с ними минимум: по паре фраз перед каждой миссией да редкая опциональная сцена с участием одного-двух подопечных.

Так что проявлять индивидуальность героям приходится в бою: здесь быстро запоминаешь, что «Валет» – это не только разгильдяй с несмешными шутками, но и смертельно опасный самурай, очкастая отличница «Дама» с одинаковым успехом фехтует и лечит отряд, а «Четверка» прекрасно подходит для заданий на время, поскольку носится быстрее всех остальных. В результате к персонажам относишься не как к людям, а как к юнитам, вытаскивая в активную тройку героев наиболее полезного в данный момент, пусть даже для этого вначале придется подставить под вражеские пули самого ненужного. Жестоко? Зато практично. Кроме того, покойника все равно бесплатно оживят по окончании миссии.

Наконец, Type-0 в корне пересмотрела подход к сражениям: встретившись с противниками, герои больше не проваливаются на отдельную арену и не обмениваются ударами по мере заполнения специальной шкалы. Напротив, все проходит в режиме реального времени в обстановке, максимально приближенной к экшенам: заметил противника, выстрелил, спрятался за ящики, чтобы подлатать здоровье – все, как в TPS. Есть и проверки на реакцию: выгадав нужный момент, с противником можно расправиться одним махом, даже если обычные атаки наносят совершенно смешной урон.

Единственный по-настоящему слабый момент игры – ее техническая часть. Портируя игру 2011 года, да еще и с портативной консоли, Square Enix не сильно напрягалась, поэтому всю дорогу приходится мириться с низкополигональными моделями и уровнями-коробками, где нет ничего, кроме сугубо функциональных элементов, то есть улочек, по которым можно ходить, и стен, за которыми можно прятаться. И, конечно, постоянные экраны загрузки: вошел в город – загрузка, прошел двадцать метров – подгружается новая локация-коробочка, еще двадцать – опять опостылевшее «Loading». Пресловутый экран всплывает даже между идущими друг за другом роликами, что, учитывая разницу в производительности между PSP и PS4/Xbox One, выглядит совсем глупо.

И все-таки поклонникам Final Fantasy пройти мимо Type-0 нельзя – хотя бы потому, что это было бы просто невежливо после четырех лет петиций и просьб выпустить ее на западный рынок. Кроме того, она хорошо демонстрирует, в какую сторону держит путь серия, ведь именно Хаджиме Табата после Type-0 взялся за разработку пятнадцатой части (не говоря уже о том, что в комплекте с Type-0 идет демо-версия FF XV).

Текст: Антон БОНДАРЕНКО