21 февраля 2014

Обычно «эксклюзивные» игры – сугубо маркетинговый ход: только коммерческие интересы мешают God of War выйти на Xbox и ПК, а Ryse – увидеть огни японских берегов.

К

онечно, в Ryse можно прокричать команду в Kinect, который есть только у Xbox, – но эта функция скорее «для галочки», и вдобавок без проблем дублируется на кнопки.

Однако есть эксклюзивы, которые невозможно повторить на других платформах, примером тому – Tearaway. Игра, которая по полной задействует все возможности консоли и органично вплетает их в геймплей. Игра, которая способна заставить человека купить PS Vita, поскольку ничего подобного больше нигде нет и быть не может.

Протыкашки

Железная сторона вопроса в Tearaway первична: все началось с идеи «проткнуть» тачпад (сиречь вывести на экран консоли изображение пальца, касающегося задней панели). Эта идея и определила виртуальный мир: протыканию поддается не так много материалов, а приятных на вид из них и того меньше; неудивительно, что разработчики решили не мудрствовать и выбрали самое простое и понятное – бумагу.

Именно из нее сотворена вся живая и неживая природа: листы бумаги складываются в деревья, домики и горы; даже вода и огонь с ветром сделаны по той же схеме. Можно было бы заподозрить Media Molecule в лени и желании выдать угловатые однотонные конструкции за неповторимое художественное видение, – но это не тот случай. Мир игры выглядит именно что бумажным: скала – не просто граненый стакан, залитый одним цветом, а собранная по схеме модель, в которой заметны и щели, и места склейки. А кружок лужайки, положенный сверху, прилегает к горе не вплотную и даже с приятным хрустом прогибается под весом героя-посланника.

Культ солнца

Роль посланник отведена конвертику с ручками-ножками, который уполномочен доставить самого себя адресату – загадочному существу, называемому «Тот, кто вовне». Его лик с недавних пор появился на бумажном солнце, вызвав тем самым немалую панику среди населения: еще бы, живете вы, никого не трогаете, и тут через дырку в небесном светиле на вас начинает кто-то пялиться. И ладно бы этот неизвестный просто зыркал, нарушая закон о неприкосновенности частной жизни, так он еще начинает своими гигантскими перстами буквально разрывать материю реальности!

В качестве «Того, кто вовне» выступает, конечно, игрок, чье изображение выводится на солнце с помощью фронтальной камеры. И это не единичный пример оригинального применения возможностей PS Vita. Стоит только поднести палец к задней панели консоли, – он уже будет просвечивать сквозь тонкую бумагу мира Tearaway, а когда начинаешь шуровать им в игре, через образовавшиеся в «сорванцовой» реальности дыры можно лицезреть собственный пол.

Изображение, звуки, гравитация – все рвется через разломы в четвертой стене и вываливается на головы бумажным человечкам. Все взаимодействия игрока с миром по ту сторону экрана сугубо тактильные и физические, без абстрактных представлений о кнопках и жестах: игрок рвет, тащит, стучит, трясет, давит и прочее – он не изображает действие, он его производит.

Но при всем своем устрашающем могуществе игрок не может схватить пальцами посланника и утащить к себе: как говорится в игре, «без путешествия не будет сказки». Потому конвертику приходится добираться до адресата на своих двоих. И что характерно – посланник тоже находится под нашим непосредственным управлением (тут уже в дело идут стики и кнопки).

В результате «Сорванец» получился этаким «кооперативом на одного». Игрок работает в команде сам с собой: например, пока пальцы держат бревно, посланник под ним проходит. Конечно, одновременно маневрировать и собственными пальцами, и посланником несколько затруднительно, но ставить это игре в минус рука не поднимается. Да и встречаются подобные эпизоды нечасто, поскольку Tearaway никогда не зацикливается на чем-то одном: не успеваешь привыкнуть к новому приему, как приходит следующий. И они даже не столько накапливаются, сколько сменяются от уровня к уровню.

А потом игра заканчивается, так и не успев скатиться к какому-то окончательному геймплейному стандарту.

Игра в поддавки

«Сорванец» – первый проект Media Molecule в жанре трехмерных платформеров, что не могло не повлечь несколько традиционных неприятностей вроде неудачных ракурсов, мешающих прицельно прыгать с платформы на платформу. Но даже они встречаются нечасто, да и ошибка не обернется чем-то страшным: рухнувший в пропасть посланник тут же возвращается в полном здравии на десять сантиметров назад (а иногда и вперед, если игрок достаточное количество раз угробил конвертик).

«Сорванец» подыгрывает нам, мы подыгрываем ему. По ходу истории игра будет аккуратно собирать информацию о нас, просить сфотографироваться и так и сяк, прокричать что-нибудь в микрофон, изобразить тыкву или снежинку, и никогда не усомнится в правильности нашего варианта, даже если вместо снежинки изобразить череп. Однако лучше все-таки не идти игре наперекор, а делать именно то, что просит Tearaway: конечно, наблюдать за «снегопадом» с падающими черепами очень забавно, но если вместо сердечка изобразить ту же тыкву или вообще какую-нибудь непристойность, это может сильно подпортить финальную главу.

Жаль, что перечень объектов, которые можно подвергнуть творческому подходу, весьма ограничен, – но, по крайней мере, не настолько мал, чтобы лишить чувства причастности к этому миру. Вроде огонек этот я изобразил несколько уровней назад, но вот он, колышется. Благодаря таким мелочам простенькая история Tearaway становится неповторимой и личной. Согласитесь, редко выпадает случай сыграть в игру про себя.

Наша оценка игры: 9.0

Текст: Петр МАТАФОНОВ

    Предыдущая новостьСледующая новость