Гнэл Унанян, 11 января 2016
У основателя династии Каролингов короля франков Пипина Короткого было два наследника: Карломан и Карл. Одному было суждено умереть в ранней молодости при весьма странных обстоятельствах, а другому – стать Карлом Великим, императором Запада, защитником веры и порядка, королем лангобардов, властителем саксов, спасителем Папы Римского и прочая, и прочая, и прочая.

Лизоблюды-биографы описывают Карла и его двор как сосредоточие цивилизованности и культуры. В хрониках тех лет, с готовностью подхваченных и расцвеченных более поздними историками, Карл Великий предстает мудрым и милостивым правителем, уделявшим массу времени развитию ремесел, наук и искусств, светочем предстоящей эпохи Возрождения, до которой оставалось еще 7 веков. Можно сколько угодно долго исходить пафосом в отношении Карла, однако историческая правда – проще и грубее. Все свое царствование этот монарх занимался собиранием французских (и не только) земель, а поскольку дело происходило в VIII веке нашей эры, процесс собирательства сопровождался массовым кровопролитием, акциями устрашения и просто грабежом. И все бы ничего, возьми разработчики из Creative Assembly за основу своей игры жизнеописание реального Карла, но они попытались вставить мифологическое существо в реальную историческую обстановку.

А вот и сам главный гуманист с большой группой пацифистов

Make love, not war

Поскольку Карл должен быть маяком гуманизма, а королевство франков зародышем будущей европейской демократии, то война в Age of Charlemagne считается занятием недостойным и порицаемым всеми слоями общества. Стоит только государю сойти с пути миролюбия и кротости, как подданные впадают в скорбь и перестают трудиться на полях, солдаты начинают подумывать о дезертирстве, а еще недавно верные вассалы все как один превращаются в заговорщиков. При этом совершенно неважно, сами вы объявили войну или какой-нибудь не в меру ретивый сосед посягнул на вашу территорию: всенародная скорбь прикончит ваше государство через десять-пятнадцать ходов, поскольку штраф к морали войск, лояльности подданных и почему-то к санитарному состоянию городов будет нарастать с каждым ходом. Если срочно не откупиться от агрессора последними деньгами, в самом скором времени череда городских восстаний и генеральских измен раздерет ваши владения в мелкие клочья.

Оригинальная находка геймдизайнеров привела к тому, что вести войну с хоть сколько-нибудь крупным государством положительно невозможно. Мелкие герцогства, которые отлично берутся стремительным блицкригом еще как-то можно присоединить, но как прикажете воссоединять королевство франков, разделенное папашей на два больших куска? Братец Карломан, в реальности отдавший богу душу в 774 году, то есть практически сразу после воцарения, в игре подыхать не желает. Мало того, еще и размножается, как кролик, плодя все новых и новых потенциальных претендентов на трон.

У кого щиты креативней расписаны, тот и победит

Дальше – больше. Оказывается, что патологическим миролюбием страдают только подданные игрока. AI всяческих угрызений совести лишен. Микроскопическое герцогство Фризия (отколовшееся, кстати, от наших владений в ходе войны с саксами) стойко переживает агрессию франков. Ничего, что у Карла шестнадцать городов, а у них всего два, один из которых уже разграблен, а второй в осаде. Мораль фризийцев на высоте, чего не скажешь о франках. Они так шокированы и угнетены недавней военной победой и богатыми трофеями, что в любую минуту готовы бежать из-под стен осажденного города. Кстати говоря, если начать играть за саксов, ситуация изменится на обратную. Саксы, в реальности более тридцати лет мужественно сопротивлявшиеся Карлу, моментально сольются, а франкские полки без всякого зазрения совести будут топтать весь север Европы.

Недокументированный чит с АI-моралью сводит на нет и все диверсионно-дипломатические усилия. Подданные окрестных правителей нечеловечески лояльны и тверды в вере. Даже целая армия проповедников и шпионов не в состоянии спровоцировать кабацкой драки, не то что восстания.

Набор юнитов в адд-оне был переработан полностью

Я бы в викинги пошел...

В результате бесчеловечных экспериментов с игровой механикой играть за большинство фракций оказалось довольно затруднительно, а за франков практически невозможно. Наиболее играбельной фракцией оказались даны, у который с насилием и захватничеством никаких проблем и даже наоборот – военные действия горячо приветствуются. Единственный народный промысел, который необходимо лелеять и пестовать – грабеж прибрежных поселений по всей береговой линии Франции, Испании и Британии. Правда, советник постоянно призывает помочь саксам в борьбе с набегами кочевых славян, но это все особый британский взгляд на историю. На востоке нет никого кроме ободритов (это, если что, потомки вандалов) и аваров, пришедших в Центральную Европу из Центральной Азии.

Кстати говоря, первый же визит к англичанам выявил особый взгляд англичан не только на историю, но и на географию. Лондон восьмого века по версии Creative Assembly – это захудалая деревушка прямо на берегу моря, хотя известно, что еще при римлянах город был обнесен стеной, часть которой сохранилась до сих пор, и населен примерно пятьюдесятью тысячами жителей. После такого отношения разработчиков к собственной столице стоит ли удивляться тому, что в окрестностях Парижа времен Карла Великого нет не только реки Сены, но и самого завалящего ручейка?

Строй пока держат плохо, кто выживет – будет тренироваться до седьмого пота

Впрочем, это просто придирки, лишь оттеняющие тот факт, что эксперимент, ради которого затевалось самое масштабное на данный момент дополнение к Total War: Attila, с треском провалился. Такого рода начинания могли бы прижиться где-нибудь в Europa Universalis, а никак не в игре, механика которой выросла из тактических сражений больших армий.
Вердикт
  • Рейтинг оригинальной игры 8.3
Оценка редакции
8.3
Оценка пользователей
9.5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!