Алена Глинина, 3 марта 2022

Сколько игр по «Звездным войнам» может одна студия делать одновременно, почему создатель Call of Duty будет спасать Battlefield и что получилось из совместной работы креативного директора God of War 3 и Криса Авеллона? Ключ ко всем ответам – Respawn Entertainment, о полной чудес и скандалов истории которой мы вам и поведаем.

Жили-были

Джейсон Уэст и Винс Зампелла

О становлении и успехах студии Respawn не расскажешь, просто перечисляя игры и награды. Respawn Entertainment – это прежде всего ее создатели: Винс Зампелла и Джейсон Уэст. И потому начнем мы нашу историю с 1997 года. Винс, продюсер в SegaSoft, тогда еще не подозревал, что ему удастся создать самую прибыльную в мире серию шутеров и потерять контроль над ней, увязнув в громком скандале с Activision. Находясь в счастливом неведении о своем непростом будущем, Зампелла назначает для работы над игрой Skies малоизвестную далласскую студию Paradigm и обретает среди ее сотрудников нового друга – Джейсона Уэста. Спустя два года Уэста приглашают ведущим разработчиком в молодую компанию со слегка дезориентирующим названием «2015». Он убеждает Винса присоединиться к ней в качестве главного продюсера.

На тот момент в портфолио «2015» было только дополнение Wages of Sin для игры SiN, разработанной Ritual Entertainment и изданной Activision. Команде, тем не менее, доверяют создание первой Medal of Honor: Allied Assault. Как так вышло, что студия, не сделавшая ни одной полноценной игры, получила заказ от Electronic Arts и Стивена Спилберга? Наводку на «2015» режиссер получил в id Software: именно к авторам Doom он обратился в первую очередь. Но id отказались – из-за плотной загрузки.

Выпущенная в 2002 году Allied Assault разошлась миллионом копий за 10 месяцев и получила несколько премий – на радость команде и EA. Радость эта, однако, длилось недолго – для Винса. В суд на него подал глава «2015» Том Кудирка. В чем он обвинял Зампеллу? В коварных планах сговориться с «электрониками», открыть собственную студию и переманить туда сотрудников. Обвинения нельзя назвать безосновательными, ведь Винс и остальные, особо не скрываясь, распределяли должности в новой компании, выбирали помещение под офис и рисовали таймлайны разработки. Уже скоро под дверью у главы «2015» лежало 20 заявлений на увольнение. А в штате оставалось 7 сотрудников.

Я от Кудирки ушел…

После ухода из «2015» Зампелла и Уэст создают Infinity Ward. Они были твердо уверены, что им поручат сделать новый Medal of Honor, однако «Электроники» внезапно приняли решение развивать серию без привлечения сторонних команд.

Джейсон Уэст, Грант Кольер и Винс Зампелла – основатели Infinity Ward в сборе

Тогда Зампелла и Уэст постучали в дверь к конкурентам EA – Activision, от которых получили полтора миллиона долларов в обмен на 30%-ную долю в Infinity Ward. С одним «но», которое, как чеховское ружье, обязательно выстрелит: издатели получали право на выкуп оставшихся 70% студии по той же стоимости. Судебное дело с Кудиркой прикрыли.

Полтора миллиона были потрачены с умом: уже в 2003 году прогремела первая Call of Duty. Activision смекнули, что вложение получилось выгодное, и воспользовались положением договора, позволявшим им выкупить студию полностью. Infinity Ward перешла под контроль Бобби Котика, и все шло неплохо – пока планы ее руководства совпадали с интересами издателя.

Call of Duty 2, выпущенная в 2005-м, стала еще большим хитом. Activision была в восторге и требовала продолжения. Что ж, Call of Duty так Call of Duty: студия вернулась к работе. На новую игру команде дали два года, поручив создание третьей части другому коллективу – Treyarch. Оценки Call of Duty 3 оказались ощутимо ниже, чем у первых двух игр, однако доллары продолжали литься рекой.

В ноябре 2007-го на прилавках появилась Call of Duty 4: Modern Warfare. Игра показала умопомрачительный результат по продажам: десятимиллионный рубеж удалось преодолеть за 7 месяцев. Появление Modern Warfare 2 стало неизбежным. И вот тут руководство Infinity Ward впервые, что называется, «показало зубы». Оно потребовало не только крупных бонусов, но и права на творческий контроль над подсерией Modern Warfare. Второй пункт означал, в частности, что именно Зампелла и Уэст должны решать, какой в итоге будет игра и как будет вестись ее разработка. Activision согласилась: оговоренные положения были закреплены в контракте.

Джейсон Уэст и Грант Кольер на Spike Video Game Awards 2007

А вот и подвох

Однако Котик не был бы Котиком, если бы не оставил в договоре лазейку. Один пункт гласил: если Зампелла и Уэст будут уволены, творческий контроль над Modern Warfare перейдет к Activision. И, разумеется, никаких бонусов. Легко догадаться, что произошло дальше. Издатели не покладая рук принялись раскапывать хоть какой-нибудь компромат: отслеживать электронную почту, телефоны, компьютеры. А также умасливать сотрудников Infinity Ward дополнительными выплатами, чтобы – просто в теории, мало ли, что случится – им не захотелось покинуть студию вслед за ее руководителями. Даже название такой масштабной операции дали: проект «Ледокол».

Зампелла и Уэст неладное, разумеется, почувствовали и в долгу не остались. Они потребовали у Activision отказаться от прав на игры, созданные Infinity Ward, и остаться просто издателем. С какой стати? А с такой, что в противном случае разработчики грозили не поехать на E3, где должен был состояться первый показ Modern Warfare 2, а также воспользоваться все тем же правом на творческий контроль над подсерией и запретить какое-либо ее продолжение. Котик от переговоров отказался. Уже скоро Уэст и Зампелла были в Кремниевой Долине, на секретной встрече с гендиректором Electronic Arts Джоном Риччитьелло, который был готов помочь жертвам его конкурента вновь добиться независимости. Точнее, независимости под крылом Electronic Arts.

– Вы принесли нам миллиард, и мы заплатим вам бонусы! Шучу, дверь там

Через несколько месяцев напряженного общения с разработчиками терпение Котика лопнуло. Он нанял юристов для полноценного расследования, а не подпольного просмотра почты. Зампеллу, Уэста и других сотрудников Infinity Ward вызвали на допросы под присягой. 1 марта 2010 года, когда Modern Warfare 2 уже принесла издателю миллиард долларов и пора бы было выплачивать бонусы, Activision объявляет: Зампелла и Уэст уволены за нарушение контракта и неподчинение. Дескать, они пытались тормозить разработку игры да еще и свою собственную компанию хотели открыть, переманив туда часть сотрудников Infinity Ward.

Выставленные за порог ими же основанной студии обвиняемые вскоре так и сделали. С собой они прихватили десятки коллег. Дежавю? Вам не показалось.

… и от Котика ушел

Затем дуэт разработчиков подал иск против Activision на 36 миллионов долларов – сумму, которую должны были составить упомянутую бонусы. Потом истцы пересмотрели глубину нанесенной им обиды и затребовали миллиард. Activision в ответ поинтересовались, кто компенсирует уже их убытки? Как они без Зампеллы и Уэста выпустят Modern Warfare 3? А не увольнять этих «нарушающих субординацию корыстных интриганов» было решительно невозможно.

Разработчиков второй раз за карьеру обвинили в сговоре с Electronic Arts – на этот раз с целью «украсть», то есть переманить всю Infinity Ward. Тут уже и «электроникам» пришлось напрячь юристов. К 2012 году дело получилось уладить вне зала суда. Десяткам бывших сотрудников Infinity Ward, которые бонусы тоже не получили, выплатили 42 «задолженных» за Modern Warfare 2 миллиона долларов. Зампелле и Уэсту была вручена неназванная сумма, на которую Activision раскошелились, чтобы замять дело.

Выскользнув-таки из лап Котика, дуэту нужно было восстановиться после той «войны», которую им пришлось вести на юридическом поле. Видимо, эта потребность «переродиться» и подсказала название новой студии: Respawn Entertainment. Респавнуться разработчикам помогла, как и обещала, Electronic Arts.

Винс Зампелла гордо демонстрирует логотип новых покровителей

Одна голова хорошо, если второй нет

И все же судебные баталии не прошли для наших героев бесследно. Сославшись на семейные причины, Уэст решил на время отойти от дел. Он даже не дождался первой презентации их нового проекта, Titanfall, которая состоялась на E3 2013. А зря: жюри выставки присудило первенцу Respawn победу сразу в шести номинациях, включая звание лучшей игры Е3 (обойти удалось и Battlefield 4, и, что иронично, Call of Duty: Ghosts). Одних предзаказов на Titanfall накопилось больше трех миллионов – успешный старт для новой франшизы.

Не заметить Titanfall на E3 2013 было сложно

Винс Зампелла, оставшийся один за штурвалом Respawn, предсказуемо взял курс на Titanfall 2. Сиквел, хоть и получил высокие оценки критиков, продался не так успешно, как ожидалось. Виной тому во многом стало неудачно выбранное время выхода: аккурат между Battlefield 1 и Call of Duty: Infinite Warfare. Зампеллу начинают одолевать сомнения, стоит ли превращать дилогию о боевых роботах в трилогию. В итоге Respawn остановилась на половинчатом решении и взялась за разработку «королевской битвы» в сеттинге Titanfall. Спустя три года выходит Apex Legends.

Чтобы не нарваться на гнев фанатов, которые ждали третью часть, помноженный на скептицизм в отношении «королевских битв» и лутбоксов, новую игру решили не рекламировать. Вообще. Вышла она прямо в день анонса. И такой ход себя оправдал: количество игроков за первые сутки перевалило за отметку в 2.5 миллиона. Примечательно, что Respawn к тому времени уже стали частью EA – видимо, даже после опыта с Activision Зампелла не обзавелся фобией поглощения издателями.

Космические перспективы

Затем пришел черед Star Wars Jedi: Fallen Order. Разработка игры по «Звездным войнам» началась еще после выхода первого Titanfall. Руководил этим проектом Стиг Асмуссен – присоединившийся к Respawn креативный директор второй и третьей частей God of War. Над сюжетом трудились сразу шесть сценаристов, включая самого Криса Авеллона.

Есть шанс увидеть продолжение истории Кэла Кестиса уже в конце этого года

Fallen Order надежды оправдал, а потому логично, что «Электроники» решили вцепиться такой удаче в хвост зубами и поручили Respawn сразу три игры о далекой-далекой галактике. За первую, то есть за сиквел Fallen Order, отвечает все тот же Стиг Асмуссен. За вторую, шутер от первого лица, – Питер Хиршманн. За его плечами шестилетняя карьера в продакшне Lucasfilm. Работал он над Star Wars: Battlefront I и II, Empire at War и The Force Unleashed. Похож на надежного человека.

К тому же, его появление в Respawn замыкает своеобразный круг в судьбе Зампеллы. Угадайте, над какой еще игрой и в какой должности работал Хиршманн? Над той самой Medal of Honor: Allied Assault – ведущим проекта со стороны EA. Это вам почище вьетнамских флэшбеков. Кстати, к этой серии Винс и его команда пробовали вернуться: в 2020-м для VR-устройств вышел шутер Medal of Honor: Above and Beyond. В этой игре разработчики стремились вплести в канву геймплея личные истории тех, кто прошел через Вторую мировую – что в сочетании с технологиями виртуальной реальностьи могло привести к впечатляющим результатам. Но не привело. В итоге, упоминания оказался достоин разве что вошедший в Above and Beyond короткометражный документальный ролик Colette, который получил номинацию на «Оскар».

Вернемся же к «звездной» тройке. Последней игрой в списке стала стратегия. Разрабатывать ее Respawn будут совместно со студией Bit Reactor, основанной бывшими сотрудниками Firaxis Games – так что ждем либо «Цивилизацию» с Галактической Империей, либо Star Wars XCOM.

Оптимизм EA в отношении Зампеллы и Respawn оказался безудержным. В придачу к одновременной разработке трех игр по «Звездным войнам» и присмотром за Apex Legends Винс получил задачу, с которой не справились сами «Электроники»: спасти серию Battlefield, которую выход Battlefield 2042, кажется, почти добил. В подмогу Зампелле выдали команду Ripple Effect Studios – бывшую DICE LA. Она известна тем, что приводила в чувства многие части серии Battlefield. Тот еще подвиг на самом деле: ведь о проблемных релизах «батлы» уже можно складывать легенды. Теперь калифорнийцы наконец-то получат возможность сделать что-то сами, а не будут тратить время и силы на исправление чужих ошибок.

– Как же стереть у них память о Battlefield 2042...

Помощников много, но руководство двумя под завязку загруженными студиями – дело все равно нелегкое. С такой свалившейся на плечи Винса ответственностью мы можем только пожелать ему нерушимого душевного равновесия, колоссального здоровья и неисчерпаемого вдохновения.

Так завершается наш рассказ о студии Respawn. Что же сталось с другими участниками этой игровой и юридической эпопеи? Джейсон Уэст в 2019-м вернулся в индустрию, но их с Винсом пути пока не думают сходиться: бывший соратник Зампеллы присоединился к Epic Games. Activision Blizzard, все с тем же Котиком во главе, хоть теперь и подотчетная Microsoft, счастливо получает миллиарды с ежегодно выпускаемой Call of Duty. А Том Кудирка, если вы про него еще не забыли, занялся разработкой профессиональных спортивных симуляторов. Такая вот история получилась.