Гнэл Унанян, 21 декабря 2015
Сейчас в это уже сложно поверить, но когда-то Blue Byte была серьезной студией, выпускавшей качественные игры. Достаточно вспомнить серию зубодробительных тактик Battle Isle и ранние части Settlers. И даже когда боссы из Парижа стали требовать что-нибудь показуальнее, немцы не скатывались в халтуру, тщательно продумывая каждую мелочь.

Увы, через пятнадцать лет пребывания под крылом у крупного издателя с гарантированными фронтом работ и зарплатой от прежней немецкой дотошности не осталось и следа.

Погода пляжная, граждане загорают где попало

Past in the future

Anno 2205 – вторая футуристическая игра в серии, большая часть которой была посвящена торговым войнам европейских монархов эпохи колониализма. Однако сияющие капиталистические высоты не оказали никакого влияния на средневековую экономику Anno. Доход по-прежнему формируется с налогов, а основу издержек составляет содержание различных предприятий, производящих товары на потребу населения. Если в Anno 2070 это было хоть как-то объяснимо – там две из трех фракций были некими абстрактными организациями государственного типа, – то в Anno 2205 нет и этой лазейки: все действующие лица – чистокровные корпорации.

Довольно трудно предположить, что на родине Маркса не знают о том, что сотрудники крупных компаний не платят работодателю налогов (ну, по крайней мере, пока), а наоборот, получают зарплату, и что произведенные компанией товары предназначены для получения прибыли, а не удовлетворения потребностей персонала. Гораздо проще представить, что геймдизайнерам было лень переписывать всю экономику под новый сеттинг, и они предпочли сходить попить пивка, пока художники дорисовывают новые модельки старым зданиям. Пытливый читатель возразит, что ломать устоявшуюся игровую механику чревато: фанаты могут этого не понять. Но тогда что мешало «синим байтам» придумать соответствующий сеттинг? Киберпанковские вселенные кишмя кишат мегакорпорациями, поработившими рядовых граждан и сосущими из них соки, часто – в буквальном смысле слова. Да и корпоративных войн в киберпанковских мирах более чем достаточно. А так получается, что на фоне освоения Арктики и борьбы с лунным сепаратизмом у нас налицо типичный феодальный уклад с крепостными и всеобщей барщиной.

Рожденный лунатить плавать не должен!

В пользу версии о лени и халтуре говорят и боевые миссии. В двадцать третьем веке земные корпорации борются с лунным Орбитальным Дозором (это такое движение за независимость Луны) исключительно на просторах земных океанов. Никаких орбитальных бомбардировок, никаких бронетанковых колонн в условиях пониженной гравитации, все те же фрегаты и галеоны, только теперь они оснащены ракетами и кинетическими щитами. И опять-таки, в Anno 2070 это было частично оправдано, там во главу истории было поставлено глобальное потепление и новый великий потоп. А что кроме головотяпства помешало разработчикам сделать в Anno 2205 соответствующую сеттингу боевую часть? Впрочем, особенно горевать о невнятности сражений не стоит. Колченогая RTS с восемью юнитами, где сражаться приходится в основном с управлением, не вызывает даже сочувствия. Жаль только, что игрока туда загоняют насильно по сюжетному квесту.

Столица не резиновая?

Градостроительную часть, призванную быть основой интереса к Anno 2205, тоже не назовешь образцом логики. Все ночные кошмары виртуального градоначальника перечеркнуты одним небрежным жестом – уже построенные здания можно переставлять с места на место без каких-либо негативных последствий. Больше никаких проблем с логистикой, никаких головных болей с модернизацией промышленных мощностей, прочь заботы о покрытии жилых районов сервисами. Не нравится, как стоит здание – цепляешь его мышкой и переносишь на другой конец города. Не требуется никакого планирования, просто смотри в отчетах, чего не хватает на данный момент, и лепи соответствующие здания где хочешь – потом, если что, перенесем. Ни к чему думать о генеральном плане развития, не стоит опасаться забастовок и разгула преступности: в чисто вылизанной, приглаженной и стерильной утопии Anno 2205 все допустимо и все разрешено, достаточно только кликнуть мышкой по нужной иконке.

Стажировка в Заполярье перед высадкой на Луну

Но даже в рамках этой вакуумно-сферической механики можно было бы организовать интересный игровой процесс, надо было только чуточку напрячь воображение. По идее, разделение добычи и потребления различных ресурсов по картам с разными условиями ведения бизнеса могло бы заставить игрока продумывать несколько разных моделей застройки. Однако для этого нужно было создать действительно разные карты. Но авторам было так лень напрягаться, работа им была так омерзительна, а пиво так соблазнительно пенилось в бокалах...

В общем, ни на экваторе, ни на Луне ничего такого уж необычного в правилах застройки нет. В тропиках поначалу немного напрягает необходимость ставить предприятия в зоне покрытия электростанций, но лишь до тех пор, пока не появляются продвинутые приливные ГЭС, которые запросто накрывают всю карту. На Луне необходимы генераторы защитного поля и пристегнутая к ним энергетика. Тоже ничего сложного. Немного интереснее ситуация с приполярными районами. Там жилье приходится строить впритык к промышленным объектам, поскольку наладить центральное отопление не разрешают экологи. В связи с этим возникает серьезная проблема: так как тепловая зона предприятий довольно ограничена, невозможно создать избыток населения, а именно люди, напомним, создают доход (даже безработные). Если бы средства корпорации не хранились на общем счету, это бы вызывало постоянные проблемы с окупаемостью полярных городов. Однако счет единый, поэтому если кончилось место вокруг заснеженных шахт и заводов, налепи пару лишних кварталов жилья где-нибудь на экваторе и не забивай себе голову ерундой.

В первой партии лунных поселенцев одни афросотрудники

Несмотря на все описанные выше проблемы, Anno 2205 вполне могла бы добиться популярности за счет одной только кукольно-детализированной графики. Правда, при одном условии: этот целлулоидный FarmVille нужно было выпустить на «Фейсбуке». Настоящая целевая аудитория игры – скучающие домохозяйки, которые редко покидают социальные сети и вряд ли заметили релиз Anno 2205, случившийся во внешнем интернете.
Вердикт
  • Игровой интерес 6
  • Графика 8
  • Звук и музыка 7
  • Оригинальность 4
  • Ценность для жанра 4
Оценка редакции
5.9
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!