Иван Жилин, 18 мая 2017

Долголетию Crusader Kings II и Europa Universalis IV можно удивляться, но нельзя отрицать, что качество контента, которым данное долголетие подпитывается, неуклонно падает. Правда, разница между проектами все же есть: если последние DLC к «Крестоносцам» высасываются в лучшем случае из пальца, то в работе над «Европой» шведы еще сохранили некоторую пассионарность.

Основное содержание дополнения Mandate of Heaven (в кои-то веки шведы подобрали подходящее название!) направлено на «политику равных возможностей» – в  смысле, продолжающуюся борьбу с европоцентричностью в «Европе». На сей раз Paradox не ограничилась перекройкой карты Азии в целях большей аутентичности, а основательно переделала Китай и Японию.

Европоцентрично в «эпохах» почти все, начиная с названия

Поднебесная Империя получила собственную вкладку (наподобие похожей для Священной Римской Империи), новый параметр «Меритократия» вместо «Легитимности», возможности для его применения и развития, манчжурских воинов, данников и способность конфуцианства «впитывать» в себя другие религии – в общем, целую кучу механик. Что интересно, собственно титул китайского императора может быть отнят в ходе войны: так решили организовать сменяемость «династий». В Японию же шведы добавили систему сегуната, соответственно расколотив страну на почти независимых дайме, которые будут бороться за титул сегуна и объединение Японии.

Бесплатная же часть обновления включает новый механизм Эпох: он в целом простой и ни к чему не обязывающий (выполни те или иные условия и получи плюшки), но при этом порождает еще один ресурс (splendor) и в целом ориентацию имеет скорее на Европу. Он пытается немного вернуть игроков на исторические рельсы – в смысле, остановить т.н. blobbing, раскрашивание политической карты в свой цвет –но это прямо-таки невыполнимая миссия, прямо скажем.

Меритократия – ресурс для внутреннего использования, а ведь есть еще и имперский авторитет!

Кстати, вот эти вот новые механики вызывают у меня уже некоторое беспокойство – они уже в интерфейс практически не влезают, да и технически процесс стал чудовищно тормозить. Конечно, похвально, что команда EU IV все еще пытается всерьез развивать игру, но они выбрали экстенсивный, не самый правильный путь развития. Разве Hearts of Iron II стала хуже оттого, что к ней было всего одно дополнение, которое практически не привнесло новых механик в процесс? А тут за один раз и китайская меритократия, и абсолютизм (при том, что абсолютной монархии как формы правления больше нет), и еще splendor. Если не играть в «Европу» безостановочно, а возвращаться к ней на партию-другую с выходом очередного обновления, каждый раз приходится не только привыкать к новым трюкам, но и вспоминать старые, что становится все сложнее и сложнее.

В общем, меня не оставляет мысль, что и авторам надо было остановиться если не на The Cossacks, то уж на Mare Nostrum точно.

Вердикт
  • Рейтинг оригинальной игры 8.2
Оценка редакции
8.2
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!