Александр Крыков, 28 октября 2016

Некоторые вещи не меняются. Пользователи компьютеров кичатся высокой частотой кадров и богатым ассортиментом стратегий, владельцы Xbox и PlayStation хвастаются возможностью играть, развалившись на диване, ну а владельцы Nintendo... а что владельцы Nintendo? У них всегда одна мантра: «Зато у нас есть Марио и крутой игровой процесс». И надо же было такому случиться, что у новой Paper Mario проблемы как раз с ним самым – с процессом! Это ли не сенсация?

На самом деле, нет, это лишь прелюдия. Настоящая сенсация в том, что создателям Paper Mario: Color Splash удалось этот, казалось бы, ключевой недостаток компенсировать. В ход идут: стильная картинка, изумительная музыка и сценарий с гигантским числом удачных шуток и отсылок к поп-культуре.

Без отсылок к Mario Kart тоже не обошлось

Куда приводит Nintendo

Что это вообще за Paper Mario такая? О, нет повести забавнее на свете. Когда-то студия Intelligent Systems проектировала для Nintendo «железо», затем взялась за хардкорную тактическую серию Fire Emblem, а потом черт их дернул с одобрения начальства запилить свою собственную Mario. Так и родился на свет странный, но тут же полюбившийся поклонникам гибрид платформера, адвентюры и ролевой игры с пошаговыми битвами. Спустя полтора десятилетия акценты в боевой системе сместились, графический стиль слегка изменился, но Paper Mario все равно сохранила фирменные черты и уникальность. Разве что теперь исследование мира и пазлы окончательно стали преобладать над битвами.

Color Splash начинается с того, что плоская бумажная принцесса Пич и плоский бумажный Марио прибывают в разоряемый злодеями городок Цветоморск. По указке таинственного монстра с именем на букву «Б» супостаты высасывают всю краску из улиц, домов и даже жителей города. Спасти положение, как водится, должен именно Марио – не может же он спасовать на глазах у любимой женщины? Усатый герой заручается поддержкой говорящей банки с краской, заряжает чернилами свой молот и начинает стучать по всему, чему не хватает цвета. Так он возвращает жизнь в город и окрестности, а заодно воздает по заслугам виновным.

Бумажный Марио в бумажном огне не горит

Основой боевой системы в Color Splash служат карточки. Если не осталось в запасе карточек с прыжком, то атаковать врага сверху герой не сможет. То же самое касается молота, огненных шаров и всех прочих атакующих и защитных приемов, которых насчитывается более полусотни. Понятное дело, часть из них – усиленные или снабженные дополнительным эффектом вариации базовых, но общее число все равно впечатляет. А куда деваться, если и противников в игре около семи десятков, и это не считая требующих уникального подхода боссов! Суровых именных монстров можно победить только уникальными артефактами вроде совсем не плоского вентилятора, быстро сдувающего с экрана всю бумагу. В остальном же сражения сводятся к выбору карточек, опциальному усилению их отнюдь не бесконечной краской и попыткам выполнить боевое действие идеально, вовремя нажав указанную кнопку. Над тактикой порой приходится подумать, но, как и в большинстве японских «ролевок», на каждую интересную битву приходится тридцать рутинных: знай себе прыгай на врагов или молотом с размаху окучивай.

Игру делали японцы. Какое еще объяснение вам нужно?

Яркий бумажный рай оказался в беде!

Зато во время путешествий по игровому острову Цветания скучно не становится ни на минуту. Paper Mario: Color Splash постоянно подкидывает игрокам что-то новое, то предлагая вырезать мост через реку прямо из задника уровня, то посвящая целую локацию насмешкам над современными субкультурами. Многочисленные  шутки-отсылки к серии Metal Gear Solid сменяются эпизодом, где в лучших традициях кодзимовской серии нужно скрытно пробраться мимо врагов. При этом каждый кадр игры настолько красив, что это даже слегка вредит «реализму»: ну разве можно сделать что-то такое же прекрасное из настоящей бумаги? Под стать картинке и звуковое сопровождение, которое неоднократно меняется даже во время беготни в рамках одной локации: иными становятся и мелодии, и звон монеток, и даже топот маленьких бумажных ножек героя.

Nintendo регулярно подшучивает не только над поп-культурой и игроком («Марио, ну что ты все стучишь молотком? Неужели хочешь целое море раскрасить? Серьезно?»), но не чурается и самоиронии. Регулярно выступающий в роли ездового животного Йоши здесь при виде главного героя выбрасывается в окно, несчастного Луиджи обзывают косплеером Марио, а после ожидаемого похищения принцессы сценаристы и вовсе доходят чуть ли не до сарказма.

Трудности перевода

Nintendo крайне редко переводит игры на русский язык, но если уж берется... Локализаторы получают полный карт-бланш и меняют все, вплоть до имен, если считают нужным. Любые средства хороши, лишь бы сделать текст очаровательным в своей непосредственности, а диалоги – понятными россиянам. Так на свет рождаются шутки про чуб Тараса Бульбы, а динозаврик Йоши получает звание «вертлявой егозы». Впрочем, если такой полет мысли вам не по душе, то никто не мешает выбрать в настройках английский язык.

Поклонникам насыщенных экшенов и сложных тактических RPG тут может стать скучно, поскольку большую часть времени Марио с глупой улыбкой бегает по миру в поисках шуток и забавных сценок. Color Splash очень не хватает по-настоящему увлекательных сражений, зато здешний игровой мир наполнен уймой интересных деталей и действительно уникален. Ну а сценаристы проделали настолько титаническую работу, что хватило бы на десяток обычных игр про Марио.

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 9
  • Звук и музыка 9
  • Дизайн 7
  • Ценность для жанра 7
Оценка редакции
8
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!