16 сентября 2014

Есть стойкое ощущение, что Paradox Interactive пошла куда-то не в ту степь.

В

торой подряд большой DLC к Europa Universalis IV сконцентрирован не на том, что в этой игре отражено лучше всего,  – на бесконечном захвате провинций, а на каких-то, право, вторичных вещах. В Conquest of Paradise это была колонизация, а в Wealth of Nations  – торговля.

Хотя есть люди, которым интересно выстраивать торговые империи, подавляющее большинство играет в EU IV ради безудержной территориальной экспансии. И среди этого большинства просматривается масса неофитов, которые только-только включились в франшизу и обеспечили четвертой части сериала невиданные для шведской компании продажи. Не понимаю, зачем отпугивать эту благодарную аудиторию? Ну и меня заодно. К сожалению, ваш покорный слуга предпочитает крайне агрессивный стиль правления и даже в свое время за Венецию играл железом и кровью.

Единственное, что можно предположить: это ориентация на западные рынки, в основном на английский. Та же серия Total War часто балансируется вокруг англичан; похоже, этот подход решили перенять и «парадоксы».

Возьмем, например, торговые компании (с намеком на Ост-Индскую), которые присутствовали в разных странах, но существенную роль в мировой истории сыграла только английская. В EU IV провинции под управлением компании генерируют меньше налогов и живой силы, зато больше дают торговли. Или, скажем, каперы, которые можно использовать для борьбы с вражеской торговлей и развития своей (кстати, флоты разжились новыми типами кораблей, а механика блокады, претерпела изменения, и одинокая галера уже не запечатает пачку гаваней). В целом нововведения говорят нам, что все сделано для того, чтобы игрок за Англию (и за ряд других европейских стран) мог действовать в более историческом ключе.

Впрочем, есть и универсально полезные новшества. Переработаны торговые республики, которые теперь приносят доход и тем государствам, с которыми они торгуют, что дает Австрии некоторые аргументы против быстрого поедания Венеции, например. Есть много мелких усовершенствований, в том числе интерфейсных, касающихся торговли, – вроде возможности определить главный торговый порт вашей страны, в котором будет фокусироваться торговля вместо столицы. Есть большая новая механика, связанная с проекцией силы (тоже неотъемлемый элемент британской политики): теперь активная и успешная борьба с соперниками повлечет всякого рода бонусы. Имеются даже каналы (точнее, возможность их вырыть), которые, впрочем, к правильным новшествам не отнесешь, да и вообще они выглядят совершенным анахронизмом, особенно Панамский.

Однако это не отменяет главного: Wealth of Nations – уже второй DLC подряд, который очень мало дает для излюбленного массами стиля игры в Europa Universalis – с паневропейскими войнами и немалыми территориальными захватами. Безусловно, EU IV – чуть ли не первая из «Европ», в которой в этом плане и в базе все очень прилично, но все же хотелось бы какого-нибудь движения именно в этом направлении.

Наш рейтинг: Add-on

Текст: Андрей АЛАЕВ