Андрей Алаев, 31 октября 2016

Ранний доступ в Steam бывает разный. Некоторые выкладывают почти готовые проекты со слегка урезанным функционалом; некоторые, наоборот, публикуют чуть ли не прототип, который постепенно обрастает мясом. Endless Space 2 находится примерно посередине: движок вполне работоспособен, стабилен и красив, а вот разнообразия, к которому нас приучила Amplitude, пока завезли немного.

В сжатые сроки

Начнем с того, что разработчики только-только отключили ограничение в 100 ходов и все равно заточили действие под быстрые партии, явно ориентированные на военную победу. Небольшая галактика, агрессивные соседи, не гнушающиеся нечестными приемами, не слишком большой лимит для победы по очкам – все сделано для того, чтобы игрок не засиживался. В годы моей молодости нечто подобное называлось демо-версией.

При первом заходе в систему запускается облет планет – бессмысленный, но красивый

Но уже из этой демки отлично видно, что все прогнозы, которые мы делали после анонса Endless Space 2, в целом оправдались. Это все та же вселенная из первой игры с похожими (местами, увы, слишком похожими) механиками, на которую наложена целая пачка идей, которые французы обкатали на Endless Legend. И сначала хочется сказать пару слов именно о тех механиках, которые оказались слишком похожими и не слишком удачными. Ну, чтоб потом не возвращаться.

Так вот, сражения не стали лучше: некоторая искусственность с делением на три фазы боя исчезла, возможность выбора общей тактики на битву появилась, но по факту у игрока по-прежнему слишком мало контроля за происходящим. Для игры, которая (в отличие от того же Stellaris) располагает отдельным боевым режимом, это непростительная роскошь. Возникает вопрос: зачем такой режим вообще? Чтобы смотреть красивые (действительно красивые) ролики с участием ваших кораблей? Вот уж спасибо.

Вот это должно символизировать наземные битвы. Дальше будут еще танки и авиация, как будто это что-то меняет

Существа и вещества

Остальное же у сотрудников Amplitude пока получается отлично. Например, они полным ходом используют отточенное в Endless Legend умение создавать принципиально разные по геймплею расы. Любопытно, насколько их подход отличается от Paradox’овского: в вышеупомянутом Stellaris есть некая общая система, в которую укладывается любая сконструированная игроком раса, и реальные отличия в геймплее наблюдаются только в части межзвездных перелетов. Amplitude же не гнушается для каждой фракции выдумывать свои правила и даже вводить новые ресурсы, лишь бы добиться свежих ощущений, и только законы нерелятивистского перемещения у всех общие: основное движение идет по старлайнам, где старлайнов нет – можно и по обычному космосу, но это будет медленно и печально.

Возвращаясь к расам: на нынешнем этапе раннего доступа оных представлено четверо – старые знакомые софоны и крейверы, плюс новички, водяни и люмери. Крейверы остались прежними: они вынуждены гнать колонизацию, а потом и захват чужих систем, потому что их планеты постепенно опустошаются. Софонам немного вывернули традиционный бонус к науке: он зависит от того, сколько из игроков не знают конкретную технологию; чем реже она встречается, тем больше бонус. То есть игрок стоит перед выбором между быстрым развитием в нетрадиционном направлении или более медленным в традиционном.

Наука пока ограничена третьей эпохой (хотя и до нее не сильно просто докачаться), но вообще их должно быть пять

Две новых расы олицетворяют куда менее традиционный подход к космической стратегии. Люмери, раса торговцев, лишена технологии колонизационных кораблей – свои колонии они покупают. Моментальность создания аванпоста компенсируется весьма медленным развитием. А водяни вообще не колонизируют планеты – они живут на огромных орбитальных кораблях-ковчегах, постройка которых требует специального ресурса. Это так называемая эссенция, которую эта чудная раса добывает с населенных другими планет путем похищений. Ковчеги притом натурально крепкие, вооруженные и приспособленные для межзвездных полетов.

Бытие определяет политику

В общем, достижения Endless Legend к космическим реалиям французы адаптировали на совесть. Жаль, правда, что в Endless Space 2 (по крайней мере, пока) ниже роль истории – фракционные квесты есть, но они выглядят немного чужеродно. Зато наука перешла из «Легенд» в полной мере: вместо технологического древа здесь предусмотрен набор технологических таблиц, разбитых по эпохам. В рамках одной эпохи можно исследовать технологии в любом порядке, а после исследования десяти из них станет доступна новая таблица-эпоха.

Герои руководят системами, участвуют в политике и даже обладают личными флагманами для космических боев

А вот чего не было в Endless Legend и что в избытке присутствует в нынешнем пациенте – это внутренняя политика. В игру введен набор идеологий – религиозная, милитаристская, пацифистская и так далее, которые в разных степенях свойственны разным расам. Каждая идеология представлена политической партией, которая регулярно участвует в выборах в сенат и возглавляется одним из героев. Забавный выверт этой системы состоит в том, что все игровые действия влияют на умонастроения наших граждан: например, чем больше строишь военных кораблей, тем больше в населении милитаристов. Учитывая, что для принятия сенатом законов – глобальных бафов – требуется определенный уровень влияния соответствующей партии, приходится тщательно взвешивать свои действия. К внутренней политике можно отнести и взаимодействие с «младшими расами», которые нынче мирно сосуществуют с большинством из «старших» прямо на стартовых планетах.

Если подытожить, получается следующее: Endless Space 2 будет достойным конкурентом Stellaris с крайне необычными фракционными механиками и умеренной дозой нарратива, обязательный к ознакомлению для любителей 4Х и, скорее всего, желательный и для более широких масс. Но – не сейчас, а ближе к релизу.