25 марта 2015

Не могу сказать, что я был поклонником второй Galactic Civilizations. Ну да, долгое время это была чуть ли не единственная достойная 4Х-игра на рынке, она безусловно хороша и располагает сильным AI, но вот как-то не сложилось.

Б

ольше всего вопросов вызывал разбитый на клеточки космос, отчего галактическая цивилизация была слишком уж похожа на свою наземную товарку, придуманную Сидом Мейером. С той, конечно, разницей, что большей частью космос пуст – есть у него такое свойство.

Анархия – мать порядка

Я когда-то говорил, что Civilization V оказала огромное влияние на стратегический жанр, перейдя с клеточек на гексы. И вы знаете – даже сейчас, через пять лет после релиза оной, проклятый Мейер продолжает сказываться: третья серия GalCiv решительно прощается с четырехугольниками и столь же решительно здоровается с шестиугольниками. Причем на всех фронтах – на новые гексагональные технологии перешли и планеты, и космос (оставшийся в сущности практически столь же пустым). Помимо этого игра, находящаяся в стадии четвертой беты, уже обзавелась вступительным роликом и некоторым количеством внутриигровых, массой украшательств, ну и в целом весьма приятной графикой. Все довольно шустро бегает и прыгает, изрядная часть механик уже запущена, и хотя проект еще достраивается, составить первое впечатление уже можно. И это впечатление следующее: ребята, а вы вообще что-то поменяли?

Нет, правда, я практически не ощущаю разницы. Гексы серьезного влияния на геймплей не оказывают, общая схема развития осталась той же, даже бой практически не изменился. С боем, правда, пока все сложно – по состоянию на сейчас он явно поломан в сторону кардинального превосходства лучевого оружия. Похоже, авторы решили добавить в GalCiv концепцию дистанции огня, но забыли сказать об этом игроку, – поэтому узнает он о преимуществе лазеров лишь после встречи с AI (который о разнице осведомлен и потому клепает лучевые корабли, как пирожки).

Ну так вот, возвращаясь к баранам: где что-то новое? Решительно новое? Вспомните,  как сильно отличался второй Master of Orion от первого? Или, тем более, третий Master of Orion от второго? Я понимаю, что последний пример не самый удачный, поскольку получился MoO III на редкость дурным, но тем не менее это была попытка сделать что-то новое, куда-то продвинуть серию. А в случае с GalCiv III мы наблюдаем совершенную стагнацию. Можно выделить разве что переработанное технологическое дерево, которое, впрочем, стало как-то побанальнее: раньше было больше междисциплинарных связей, что в целом реалистично. Появились, правда, «пакетные технологии», когда нужно разработать лишь одно изобретение из группы, чтобы продвинуться дальше по технологическому дереву. Однако в целом мы наблюдаем примерно те же яйца, что Stardock высидела в 2003 году, только в гексах. И от этого жутко скучно.

Ну да, игра требует 64-битной версии Windows, и почти наверняка в ней проклюнется совершенно невероятный AI, лучший в жанре. Там окажутся немного другие расы, чем в GalCiv II, потому что сюжет двигается вперед: кого-то вырезали, кого-то изменили, – но какая разница, если их оригинальность стремится к нулю, а оригинальность игры у этого нуля уже обосновалась? В общем, пока Galactic Civilizations III не выглядит чем-то исключительным даже на фоне мутного потока инди-4Х, – однако, учитывая репутацию серии, все-таки хочется ошибиться в своем пессимизме.

Текст: Андрей АЛАЕВ