Антон Бондаренко, 20 марта 2017

В рядах BioWare завелся вредитель. Возможно, не один. Возможно (даже наверняка), их целая сеть, охватившая целые отделы и даже дотянувшаяся до пары руководителей как минимум среднего звена. Иначе как объяснить, что игра с отличным потенциалом почти весь этот потенциал растратила совершенно глупым образом?

Начнем с того, что продолбать было непростительнее всего, – с лора. Так повелось, что каждая крупная контора держит специального человека, который знает историю, географию и прочие нюансы выдуманного мира лучше, чем свою собственную биографию. В случае с BioWare вышеупомянутые вредители его, похоже, с первых минут разработки бросили в подвал и дальше не выпускали.

Чудовищная лицевая анимация ME:A уже стала притчей во языцех, но ситуацию спасают пейзажи. А лицо можно и шлемом прикрыть

Потому что диспозиция следующая: в 2186, когда человечество и его космические союзники только-только оправились от первой встречи со Жнецами, берет старт программа «Андромеда»: создать несколько колониальных кораблей и выдать им билет в один конец из Млечного Пути в соседнюю галактику. Окей, пока все логично – запасной план на случай, если Жнецы вернутся и все-таки устроят всем экстерминатус.

Удивление вызывают средства, которые в этот запасной план вложили: с одной стороны, кораблики получились скромные – в человеческий вот влезло только 20 000 колонистов (да и то – в замороженном состоянии). С другой – вместе с ними в соседнюю галактику запулили свежесобранную станцию Нексус, которая размерами и величием не уступает Цитадели из первых трех Mass Effect. Той самой Цитадели, которая досталась современным расам в наследство от Прекурсоров и настолько загадочна, что самостоятельно обслуживать ее они не в состоянии и вынуждены полагаться на помощь автоматизированных рабочих, доставшихся в комплекте. А тут вот взяли – и за пару лет построили нечто сопоставимое, подумаешь, мелочи.

Мини-играми Andromeda не гнушается, но и не злоупотребляет

Дальше идут рояли в кустах помельче. Например, полет из Млечного Пути в Андромеду длился шестьсот с копейками лет, и по прибытии колонисты не устают напоминать, что на эти шестьсот лет их разведданные (по которым они и собирались искать пригодные для заселения планеты) и устарели. То есть до отлета у них были данные по Андромеде в реальном времени? Откуда, если расстояние до нее – два миллиона световых лет? Оказывается, это заслуга секретной обсерватории за пределами Млечного Пути, которая с помощью особых технологий ускоряет входящий поток света.

Эх, а ведь когда-то Mass Effect была почти «твердой» научной фантастикой.

Скиллы апгрейдятся так же, как в ME3: поначалу прямолинейно, а потом - с выбором одного из двух альтернативных бонусов

Не «рейдер», а Райдер!

Второй момент – главный герой. Во главе каждого колониального корабля, направлявшегося в Андромеду, встал Первопроходец. Человеческую экспедицию возглавил Алек Райдер: опытный боец, обладатель высшей категории профпригодности, N7 (той же, что и у Шепарда). Но играть мы будем не за него, а за одного из двух его отпрысков-близняшек, которых папа-Райдер взял с собой. За братика или за сестричку, в зависимости от персональных гендерных предпочтений. Второй в таком случае по прилету в Андромеду впадет в кому, а родитель (внимание, спойлеры) пожертвует собой уже в первой миссии, освобождая своему отпрыску дорогу в герои, поскольку именно Райдер-младший по решению папы унаследует командование экспедицией. Не старший по званию, не капитан колониального корабля (это отдельная от Первопроходца должность, и ее обладательница жива-здорова), не самый опытный, а родный сын/дочь Райдера. Кровиночка. Наследование по праву первородства в первопроходческой экспедиции, ей же ей.

И ладно бы Райдер-младший был признанным специалистом в своей области, амбициозным карьеристом или хотя бы просто взрослым во всех отношениях человеком. Так нет – выглядит и ведет он себя, как главный герой голливудской молодежной комедии. Уверенности в себе – ноль, общается с чисто тинейджерской неловкостью, а главное – испытывает моральные страдания на пустом месте. Например, расследуется дело об убийстве. Райдер выясняет, что обвиняемый стрелял в жертву и думал что попал, но на самом деле ее в этот же момент застрелили инопланетные бандиты. И вот дальше идут мучения – отпустить на свободу стрелка, который хотел, но не убил, или посадить, хотя по факту жертву убил не он? Причем никто – включая главного администратора вышеупомянутой станции Нексус, с которым Райдер обсуждает дело, – не говорит ему: «Райдер, если ты не в курсе, человека можно посадить уже за покушение на убийство». И вот такой уровень здравомыслия тут везде! BioWare, конечно, говорила, что тональность Andromeda будет полегче, чем у оригинальной трилогии Mass Effect, – но о том, что «полегче» означает превращение в молодежную комедию, стоило предупредить отдельно.

Не тронули бы сценаристы Райдера-старшего, оставили бы сына мальчиком на побегушках – глядишь, и сюжет получился бы не такой бредовый

Где не ступала нога

Промах третий – эксплор. Благодаря вышеупомянутой волшебной (простите, высокотехнологичной) обсерватории, у экспедиции есть точные данные о том, где находятся подходящие для колонизации планеты. То есть методично исследовать солнечные системы одну за другой не потребуется, а потому и BioWare не предусмотрела подобной возможности. То есть летим мы от «золотого мира» до «золотого мира» (причем общая последовательность их зачистки тоже задана сценаристом), и максимум, что можно сделать в промежутках, – покидаться зондами в подсвеченные астероиды и побочные планеты. Так что обещанную трейлером «сотню исследуемых планет» мы получили только в том случае, если считать исследованием процесс «подлетели, нажали правую кнопку мыши, полетели дальше».

Приз за любопытство

Ну а теперь о том, что BioWare удалось. Таких моментов ровно два: боевая система и эксплор. Никакого конфуза, читатель – эксплор действительно есть и в плюсах, и в минусах, потому что глобальный, галактический эксплор BioWare запорола, зато локальный получился хорош.

Райдера нетрудно заподозрить в плагиате: броневик - как у Шепарда, космостанция - как у Шепарда, даже космический корабль похож на Нормандию

Начнем с того, что доступные для исследования «золотые миры» действительно отличаются друг от друга: то пустыни, то джунгли, то обледенелый шарик, то раскаленные пески. И на каждой для эксплора открыт кусок территории солидной площади и непростого рельефа, обойти который на своих двоих не получится – надо вызывать БТР. Внедорожник бодро пашет землю колесами, подпрыгивает на реактивных двигателях, легко развивает 120 км/ч по прямой – словом, почти Мако из первого Mass Effect. Почти – потому что пушки у нового БТРа нет, так что если случится встретиться с врагами, – придется вылезать и убивать их из табельного оружия.

Впрочем, вылезать все равно придется частенько: там и тут разбросаны залежи ресурсов для крафта. Какие-нибудь артефакты и записки, которые могут привести к сайд-квесту. Или просто интересное деревце или сооружение, которое так и хочется исследовать.

Дело в том, что у Райдера на запястье болтается сканер, который может проанализировать что угодно – от инопланетного шестилапого снусмумрика до артефакта местных Предтеч. В последнем случае он, конечно, может закончить анализ заключением вроде «неизвестный состав, неизвестная функция», но про снусмумрика или встреченную геомагнитную аномалию сканер точно найдет что сказать. А уж на человеческой базе залипнуть над сканером можно надолго: он будет вещать и про очистители воды, и про силовые поля, и даже про банальные ящики, которым случилось валяться неподалеку. Словом, бродить со сканером на руке оказалось неожиданно интересно.

В игре однозначно слишком много видов ресурсов: простые вещества (по сути, химические элементы в чистом виде), сплавы, органические соединения и полимеры – предсказать, что и в каких количествах понадобится для очередной пушки, невозможно

Кроме того, эксплор поощряется материально: за каждый просканированный объект капают очки исследования, на которые можно разработать (а потом и усовершенствовать) чертежи пушек и брони. Правда, чтобы собрать по ним готовый образец, понадобятся еще ресурсы, за которыми еще придется изрядно поколесить по планетам (или прикупить их у торговцев. Да, в колониальной экспедиции по полной действует рыночная система). Зато в создаваемый образец можно вставлять «модификации»: какие-то просто дают плюсы к урону, защите и тому подобному; другие – меняют сам принцип работы. Например, можно поставить в пушку мод, который превратит ее заряды в мини-гранаты. Или «охладитель старой системы», который превратит ее в оружие времен первого Mass Effect: боезапас бесконечный, но в бою постоянно перегревается. Ну и на готовый образец можно навернуть кое-какие причиндалы вроде оптического прицела или штык-ножа, увеличивающего урон в ближнем бою.

Бойцовский клуб

А главное – бой заслуживает того, чтобы к нему готовиться. Райдер умеет все, что умел Шепард в третьем Mass Effect, и даже немножко больше: он рывком стрейфиться на короткие дистанции, при помощи закрепленного за спиной джетпака быстро занимает господствующую высоту, сам прилипает к укрытиям и отлипает от них по первому щелчку. Словом, к маневренности альтер эго претензий никаких.

Сражение в Andromeda не сводятся к перестрелкам из-за укрытий. Райдер может прокачать больше дюжины навыков, которые позволяют врагов сжигать, замораживать, бить током, стягивать в одно место или отталкивать куда подальше. Кроме того, для некоторых абилок предусмотрены комбинации: например, превратить неприятеля в крио-статую, а потом разбить ее телекинетическим ударом. Но и у противников есть козыри: кто-то умеет лупить сквозь стены, другие ставят щиты, а третьих нужно бить исключительно в уязвимые точки.

С помощью джетпака можно даже зависнуть в воздухе и поливать врагов свинцом

Настоящий экзамен на знание боевой части приходится сдавать в мультиплеере. Как и в Mass Effect 3, он тут представлен короткими (не больше 15 минут) кооперативными сессиями на четырех человек, в которых нужно отстреливать одну волну неприятеля за другой. Вместо Райдера, способного прокачать все абилки сразу, протагониста придется выбирать среди заранее созданных специалистов: вот техник с криолучом, дроном поддержки и электрошокером; вот лазутчик с растяжками и стелс-системой, вот биотик со своей хайтек-магией. Далеко не всегда у альтер эго оказывается в распоряжении и навык, начинающий комбо-атаку, и навык, ее завершающий; поэтому для эффективной борьбы с супостатами приходится координировать свои действия с напарниками. В общем, весело.

Получается странная ситуация: оригинальная трилогия Mass Effect держалась на сильном протагонисте, продуманной вселенной и драматической истории. В новой части BioWare все эти три столпа повалила, но вместо них водрузила два новых – эксплор и боевую систему. И вроде игра в результате получилась весьма увлекательная – но тоска по Шепарду все же пересиливает.

20 фактов о серии Mass Effect, которые вы могли не знать

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Сбалансированность 9
  • Ценность для жанра 7
Оценка редакции
0
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!