27 октября 2014

Новую FIFA встречают, как и положено, по одежке, а провожают… Наверное, никак. Потому что провожать ее, знаете, пока что-то совсем не хочется.

Д

ело тут не только во внешнем виде, хотя переезд на новые консоли (в некстгеновом кабриолете нашлось место и для PC-версии), безусловно, сказался на серии положительно. Добавилось лоска, зрелищности и атмосферности. Что-то замечаешь сразу, например, качество проработки моделей футболистов. Что-то – остающиеся на газоне рытвины после подкатов – сыграв пару-тройку матчей.

Перечислять можно долго, но все эти новшества относятся к разряду ожидаемых. В конце концов, если новые мощности появились, значит надо их осваивать, а EA Canada заранее заявила – осваивать будет по полной программе. Удивило же, что FIFA 15 не только выглядит по-новому, она вообще производит впечатление кардинально другой игры, если сравнивать ее с прошлой частью серии. Об этом нас тоже в какой-то степени предупреждали, мол, изменится система единоборств, дриблинг и прочее. Только вот какая штука: подобные заявления разработчики делали чуть ли не перед выходом каждой новой игры и, возможно, даже не обманывали – нам без микроскопа судить было трудно. В FIFA 15 же все это не просто поменялось, а поменялось так, что под новые реалии придется переучиваться.

Честолюбивые дриблеры

Из-за более агрессивной и умелой игры защитников стало труднее совершать рейды по флангам с навесами в штрафную. То есть если просто рвануть наперегонки, то добраться до лицевой линии можно, и даже, если повезет, удастся как-то оттуда подать, но эффективность таких забросов будет близка к нулю. Головой вообще стали забивать значительно реже, поэтому если уж делать ставку на фланговые проходы, то надо либо открываться в свободную зону, либо обыгрывать защитника, чтобы делать навес не в борьбе.

Иначе выглядит дриблинг: по сравнению с прошлой частью его, наверное, уместно будет назвать более пластичным. Даже не используя финты, можно на приличных уровнях сложности обыгрывать соперника один в один просто за счет смены направления бега. Другое дело, что пользы от этого будет не очень много, поскольку на подстраховке AI играет внимательно и действует по принципу «Кто к нам с мячом пришел, тот по ногам и получит». Чтобы выйти на ударную позицию в матче с приличными командами, надо использовать продвинутые финты или проникающие передачи в штрафную. Последние сейчас выглядят наиболее действенным методом борьбы с защитными порядками соперника.

Стыки стали более реалистичными и жесткими: грохнуться порой можно так, что потом любо-дорого в замедленном повторе полюбоваться. Порой даже кажется, что не матч смотришь, а краш-тесты футболистов. Судьи при этом за единоборствами следят внимательно, только вот правых и виноватых ищут иногда по не совсем понятному принципу. В результате пенальти, например, время от времени назначаются практически ни за что. Что, с другой стороны, дань реализму: в настоящем футболе такое встречается сплошь и рядом. При этом в целом судейство стало более выдержанным: случаи, когда арбитр награждает за фол прямой красной карточкой, случаются теперь гораздо реже, чем раньше. Штрафные же, назначаемые поблизости от ворот, отныне действительно таят в себе опасность: с них AI наконец-то научился забивать.

Закрывая тему изменений в игровой механике, нельзя не упомянуть новый алгоритм поведения вратарей. Если в прошлых частях серии стражи ворот действовали по единому шаблону и напоминали скорее роботов, чем живых игроков, то теперь их поведение можно в хорошем смысле слова назвать непредсказуемым. Порой даже удается закатить мяч несильным тычком в ближний угол только потому, что вратарь пытался угадать направление удара, посчитал, что вы будете бить в дальний, и прыгнул в другую сторону.

Здесь климат иной

Что в FIFA 15 с предыдущей частью почти не изменились, так это игровые режимы. По мелочи, конечно, кое-чего наскрести можно, например, в Ultimate Team появилась возможность брать футболистов в аренду, но на фоне имеющихся тектонических сдвигов на это даже как-то не обращаешь внимание.

***

Как ни крути, а EA Canada проделала отличную работу. Да, не обошлось без заусениц и шероховатостей. Слишком много ошибок допускают футболисты при вбросе аутов. Грешат выносами мяча за боковую там, где можно было бы выбить его на чужую половину поля. Чересчур часто попадают в штанги и перекладины. Но это издержки того, что разработчикам удалось покорить новую высоту, которую следующие несколько лет они, наверняка, будет спокойно обживать, шлифуя и полируя одну из своих флагманских серий, пока не настанет время для нового рывка. И, честно говоря, не верится, что главный и единственный конкурент – Pro Evolution Soccer от Konami – сможет, что в этом году, что в следующем серию FIFA догнать. Если, конечно, не раздобудет где-нибудь реактивный ранец.

Наш рейтинг: 8.8

Текст: Александр ВАСНЕВ