Дмитрий Сироватко, 26 января 2022

Нельзя сказать, что возвращение в строй Серьезного Сэма в 2020 году прошло под бурные аплодисменты. Плоские шуточки, засилье багов на старте, устаревшая графика и при этом ужасная оптимизация, но главное – практически не изменившийся со времен третьей части геймплей. Разве что нелепые попытки подражать Call of Duty выкинули за борт, предложив взамен не шибко нужную прокачку и разрекламированный «легион врагов», задействованный ровно на одном уровне. Да, братан, для такого культового и нарочито крутого героя первой половины нулевых это определенно было фиаско.

Впрочем, самые преданные фанаты были рады и такому, особенно в условиях современного дефицита на «мясные» шутеры. Получился, да, старомодный, в чем-то неотесанный, но в целом – вполне играбельный представитель жанра. И тут поклонники, решившие не ждать следующего шага Croteam, взяли дело в свои руки и принялись создавать мод про злоключения Сэма в недружелюбной сибирской действительности. Проект заинтересовал правообладателей, и те оказали энтузиастам всю необходимую поддержку, выпустив модификацию как официальное и самостоятельное дополнение. И, как ни странно, этот фанатский продукт сумел во многом утереть нос оригинальной четвертой части.

Не торопись с выводами, Сэм!

Сурово тут у вас

О том, что проект создавался фанатами, прекрасно понимающими, чего ждут от такой игры другие фанаты, свидетельствует ряд моментов. Прежде всего, наполнение миссий, которых здесь, правда, всего пять штук, но недостаток количества был компенсирован качеством. Российская Timelock Studio снизила до минимума километровые пробежки (или поездки, но не суть) до очередной ключевой точки и сделала геймплей более динамичным. Повысилась и сложность: даже на «нормале» она стремительно взлетает вверх уже по прошествии первого часа игры. На редкость «вредными» получились новые монстры, появившиеся именно в Siberian Mayhem. Например, бугаи с рейлганами: поверьте, увернуться от их выстрелов куда сложнее, чем от роя ракет. А еще авторы принялись спамить раздражавшими в оригинальной игре дронами чуть ли не в каждой второй битве. Мельтешащими в воздухе и очень проворными, жалящими пусть и слабыми, но все же очередями. И, что еще хуже, отвлекающими от более опасных противников.

Нельзя не упомянуть и про вернувшиеся в дополнении бои на крошечных аренах: тут поневоле напрашиваются аналогии с DOOM Eternal. Конечно, периодически ловишь себя на мысли, что с балансом авторы обошлись небрежно, но жаловаться на такое в шутере, который проходится за 6-7 часов и при этом позволяет сохраняться каждую секунду, наверное, будет неправильно.

В Siberian Mayhem нет затянутых и скучных эпизодов, а типы уровней постоянно чередуются. Только что была битва в крошечной комнатушке, а следом – «ледовое побоище» с ордами врагов на огромном поле. Подобного хватало и в Serious Sam 4, но там все же порой приходилось скучать. Здесь же – только успевай менять салфетки, вытирая пот со лба перед загрузкой очередной быстрой сохраненки.

Веселье только начинается, но коленки уже затряслись

Русская душа

Что касается сеттинга, очевидно самой привлекательной черты дополнения, то и с ним здесь все хорошо. Локации постоянно меняются и не успевают наскучить: вот мы были на заводе, затем оказываемся в деревеньке, далее спальный район – кстати, почти все их можно было увидеть еще в трейлере. Сюжетная «клюква»? Ее обнаружить не удалось, хотя в такой игре она, наверное, была бы и уместна. Но нет, посмеяться можно лишь над гротескным «фром май харт» акцентом второстепенных персонажей.

Для фанатского проекта Serious Sam: Siberian Mayhem вышла на удивление качественной. Это все та же четвертая часть, старомодная в ряде аспектов, но, скажем так – оправившаяся от жуткого похмелья. За все прохождение был обнаружен ровно один баг с застрявшим в двери трупом, фризы практически исчезли, хотя неоправданно высокие системные требования, понятное дело, остались. Но хотя бы владельцы относительно слабых машин смогут поиграть с относительно приличным фреймрейтом при не убитых в минималки настройках качества. Но главное – благодаря возросшей динамике и минимуму ненужной мишуры (кроме разве что редких, но от этого не менее неуместных пазлов), «сибирский Сэм» стал куда больше походить на ту игру, какую аудитория полюбила двадцать с лишним лет назад. Если Croteam вдохновится примером Timelock Studio и возьмет его за основу, потенциальная Serious Sam 5 получится в разы сильнее четвертой части.