22 сентября 2014

Когда после густо-фэнтезийного первого Risen вторая часть серии внезапно решила стать пиратской сагой – честно скажу, такого поворота я не ожидал и потому простил сиквелу многие огрехи.

И

даже немного расстроился, когда немцы из Piranha Bytes объявили, что Risen 3 вернется к своим «готическим» корням. Но после буквально десятиминутного знакомства с третьей частью стало ясно: серия совершила еще один хитрый маневр и... вообще не стала никуда двигаться.

Risen 3 – прямое продолжение второй части: хоть и с новым героем, новым сюжетом и новыми локациями, все равно ощущение такое, будто играешь в адд-он, а не в полноценное продолжение.

Бездуховность

С художественной точки зрения триквел не сильно отличается от предыдущих инкарнаций. Если раньше сюжет воспринимался как выдумки шестиклассника, то теперь это уже зрелые думы... семиклассника, не меньше. Снова выползло Зло, пришла беда, отворяй ворота, тех же щей погуще влей, шла Саша по шоссе, – так, это уже не туда. Как нам и обещали, наш новый Безымянный герой, который оказался пиратом (да еще и братом вездесущей Пэтти – той, что сопутствовала нам в первых двух частях), был душевно выпит, в результате чего чуть не помер. Или все же помер? В общем, душа ушла гулять в загробный мир, но герой преспокойно продолжил шляться среди живых, иногда вспоминая, что неплохо бы вернуть беглянку. На зомби при этом наш пират вовсе не стал похож, присутствия духа (ха-ха!) не потерял, и вообще, чем дальше играешь, тем непонятней, зачем ему так прям понадобилось эту самую душу возвращать.

Видимо, схожие сомнения стали одолевать и разработчиков, поэтому они намазали сверху странную историю про нашествие армии Теней, – которая вроде как армия мертвецов, но вроде и не мертвецов. И мы должны собрать воедино все знакомые по серии Risen фракции – пиратов, охотников за демонами, магов, инквизиторов и индейцев, – чтобы дружною толпой отмутузить пришельцев.

Подано это настолько топорно и с такой кучей логических дыр и нестыковок, что даже углубляться не хочется. Просто поверьте: ради сюжета в Risen 3 играть не стоит. Единственный его плюс: большое количество персонажей, многие из которых знакомы по предыдущим частям, поэтому испытываешь к ним какую-никакую симпатию. Все остальное – и банальные квесты, и ничего не значащие варианты ответов в диалогах, и сами эти диалоги, где матерщина (в английской версии) по-детсадовски понапихана где ни попадя, – одно большое «не интересно».

От заката до рассвета

Одной из претензий к Risen 2 были малые размеры игрового мира. В новой части этот минус с лихвой компенсировали. Островов для исследования стало больше, да и сами они (как мне показалось) разрослись, так что в сумме земель получилось немало. Пожалуй, даже немного больше, чем надо: под конец, когда я облазил все уголки, прокачал до максимума почти все атрибуты и купил/выучил у тренеров все умения, вдруг оказалось, что есть еще один остров, который надо зачистить. Это не хвастовство, скорее, речь идет о небольшом дисбалансе. Хорошая RPG не должна позволять прокачать ВООБЩЕ все навыки, иначе переигрывать в нее становится далеко не так интересно. А тут найденных сокровищ столько, что деньги девать под конец уже некуда. То есть игра рассчитана не на хардкорного манчкина, а на простого невъедливого игрока.

Выделка локаций – традиционно сильная сторона серии, и третья часть это подтверждает. Шариться по островам, забредая то в джунгли, то в заброшенные крепости, а то и в прибрежные пещеры, бывает очень интересно. Детализация мира, конечно, не суперпупертоповая, и сильно ощутимой разницы с предыдущей частью не наблюдается, но в целом – смотрится все очень недурственно.

Нож в перестрелке

Игровая механика и прокачка персонажа перекочевали в Risen 3 из предыдущей части практически без изменений. Именно поэтому и возникает впечатление, что это адд-он. Та же система набора очков славы, атрибуты почти те же, а интерфейс – вообще чуть не банальная копипаста. Еда для медленного лечения после боя, ром и прочий самогон для быстрого; мечи, рапиры, ружья, пистолеты – все это осталось. Даже ручной бибизян, с помощью которого можно было залезать во всякие труднодоступные закоулки, и тот сохранился.

Плюс добавились сразу три школы магии – по числу гильдий, к которым в Risen 3 можно примкнуть. Маги с острова Таранис балуются «кристальным» колдовством (привет из Risen 1), пираты с Килы применяют вуду (привет из Risen 2), а охотники за демонами с Каладора (эти просто «с приветом») пользуют собственный вариант магии, рунический. Все бы ничего, но... оказалось все как в известном фильме: «Хороший, плохой... главный тот, у кого ружье!» В общем, как только вы получаете в руки мушкет или дробовик, любая магия становится исключительно опциональной. Я свой первый (и достаточно продвинутый) дробовик совершенно нечаянно нашел на пристани Тараниса буквально в первые 15 минут игры после окончания пролога, поэтому дальнейшее впечатление от фехтования и магии оказались сильно смазаны.

Да и, по-хорошему, боевка в игре совершенно не вдохновляет на использование каких-то тактических приемов и магических штучек. Монстры о тактике боя слыхом не слыхивали. Все, на что их хватает, это заметить игрока и рвануть в рукопашную, поэтому зачистка островов превращается в бесконечный алгоритм «залп! -> немного отбегаем -> залп!». Постепенно это надоедает.

А потом надоедает совсем.

Потом снова становится немного интересно.

Но потом опять надоедает.

Перебор

Основная проблема Risen 3 (помимо бестолкового сюжета и туповатых диалогов) – разработчики честно попытались сделать Risen 2, где было бы больше всего. Больше территорий, больше персонажей, больше монстров, навыков героя и всяких сокровищ. Но беда в том, что все это, вываленное разом на игрока, приводит лишь к одному: 90% содержимого отсеивается за ненадобностью. Вот, скажем, напарники. Да, их у нас теперь целых семь штук. Но все они в бою дерутся практически одинаково: тупо лезут в рукопашку. Тогда какая разница, маг за тобой следует или пират с мушкетом, если оба они начисто забывают о своих классовых умениях? Правильно, никакой.

Или возьмем алхимию, полезную только для того, чтобы создавать зелья, перманентно улучшающие атрибуты, – весь остальной ворох рецептов можно игнорировать. Крафт оружия, талисманов и выпивки также бессмысленен и беспощаден (к деньгам): в сундуках и прочих нычках встречается огромное количество всякого барахла, зачастую лучше качеством, чем то, что можно скрафтить. Три школы магии – и зачем, если есть ружья, при должной прокачке стреляющие почти без задержки и валящие даже боссов с 4-5 попаданий? Незачем.

Получается, что Risen 3 – не просто игра на любителя, а на любителя неискушенного. Здесь можно долго и с удовольствием бегать по горным и лесным тропкам, валить монстров сотнями, выполнять простенькие миссии и радоваться жизни. Но как только вам захочется вдумчиво взглянуть на все эти действия, как нехитрая магия вдруг рассеивается, и обнаруживается довольно примитивный геймплей, который «выезжает» исключительно на экстенсивном принципе «зато этого много». С такой философией на выходе получается середняк. Крепкий, но середняк, не более того.

Наш рейтинг: 7.1

Текст: Андрей ЩУР