Александр Васнев, 13 апреля 2020

В конце прошлого года в Россию пришел стриминговый игровой сервис GeForce NOW, услуги которого в нашей стране предоставляет компания GFN.RU. Итоги первого полугода жизни отечественного облачного гейминга мы подвели с исполнительным директором GFN.RU Павлом Троицким.

Павел Троицкий

Навигатор игрового мира: Расскажите вкратце, что такое GFN и как все это связано с NVIDIA?

Павел Троицкий: GeForce NOW – это игровой стриминговый сервис компании NVIDIA, который позволяет запускать самые требовательные ПК-игры на любом устройстве. Пользователь подключается удаленно к мощным серверам NVIDIA, они обрабатывают и передают картинку на слабый компьютер. Можно также запустить игры на «Макбуке», телефоне или ТВ-приставке под управлением «Андроида». Игры предустановлены и обновлены. Все, что нужно для игры – стабильное интернет-соединение. Сервис работает по принципу «Принеси свою игру»: игрок приходит со своей библиотекой игр и просто запускает их через наше приложение.

Во многих странах (например, в Китае, Корее, Японии и Испании) NVIDIA предоставляет этот сервис с помощью местного партнера. В России и ближнем зарубежье действует аналогичная схема, и партнером NVIDIA является GFN.RU

НИМ: Почему вы взялись за это дело? Сами много играли-играете?

П.Т.: NVIDIA - это мировой лидер игровой отрасли. Можно сказать, это создатели GPU в том виде, как мы знаем сегодня, – и видение компании уходит на 10-20 лет вперед. Я давно интересуюсь как облачными, так и игровыми технологиями, наблюдаю за этими рынками в России. Сотрудничая с NVIDIA, я увидел большие перспективы и будущее в облачных технологиях – в том числе как часть экономических трансформаций, появления sharing economy и падения ценности владения чем-либо у молодых людей. GeForce NOW появился и развивался на моих глазах, и я хотел сделать что-то подобное в России вместе с NVIDIA. Так появилась идея проекта GFN.RU. С финансовыми ресурсами нашего основного инвестора эта идея воплотилась в жизнь.

Если говорить про игры, то ими я увлекаюсь с детства: застал самые истоки, когда игры были на кассетах и дискетах. Часами играл в F1, Wolfenstein и Doom. Сейчас, конечно, времени уже не хватает, хотя я слежу за рынком и стараюсь пробовать все громки новинки. Из последнего я бы выделил игры с RTX. Я вижу в этом большое будущее и мне очень нравится, что появляются новые возможности для улучшения графики.

НИМ: Насколько велика команда GFN.RU и где расположены основные элементы сервиса?

П.Т.: По духу и атмосфере в команде GFN.RU безусловно является стартапом. Но вместе с тем мы являемся частью группы «САФМАР», и возможности этой группы компаний – немаловажная часть нашего партнерства с NVIDIA. Мы видим значительные синергии нашего бизнеса с бизнесом дружественных нам компаний из группы – например, «М.Видео» и «Эльдорадо».

Если говорить про численность команды, то она небольшая – чуть больше десятка человек. Наш офис располагается в Москве, здесь же расположены серверы GFN.RU. Данные NVIDIA гарантируют комфортное использование сервиса в радиусе 500-1000 км от Москвы, но мы видим, что пользователи из Челябинска, Екатеринбурга, Киева и Новосибирска спокойно играют. Расстояние между Москвой и Новосибирском равно почти 3000 километров, но тем не менее новосибирцы играют, и их город – 6-й самый играющий в GFN.RU.

НИМ: В отличие от Европы, в России услуги сервиса GeForce NOW предоставляет не сама NVIDIA, а ее партнер. Почему было принято такое решение и по каким критериям проводился выбор партнера?

П.Т.: Работа с партнерами позволяет NVIDIA делать облачный гейминг доступным значительно быстрее, чем если бы компания всем занималась самостоятельно. Почему выбор пал на нас? Я около 10 лет развиваю различные продукты и проекты с NVIDIA. Помню компанию, когда она была намного меньше, но всегда выделялась как своими технологиями, так и b2b-решениями, позволяющим выводить конечные продукты на новый уровень качества, производительности и конкурентоспособности. Мы делали смартфоны и планшеты используя решения NVIDIA Tegra, которые дорабатывали вместе и выводили на рынок РФ, занимались несколько лет дистрибуцией VGA-карт на решениях от NVIDIA, делали проекты и продвигали серверные enterprise-решения от NVIDIA… История наших взаимоотношений вкупе с возможностями группы «САФМАР» дают нам уверенность в совместном проекте – тем более, когда это касается такого впечатляющего продукта, как GeForce NOW.

НИМ: Многие из тех, кто присматриваются к сервису GFN, наверняка опасаются, что игры будут лагать. Ведь все видели забавные ролики о том, что творилось на старте с Google Stadia. Каким должен быть интернет у пользователя, чтобы точно быть уверенным – играть можно будет с комфортом?

П.Т.: Для потоковой передачи в разрешении 1080р и частотой 60 кадров в секунду необходимо стабильное подключение 25 Мбит/с, роутер с частотой 5 ГГц или подсоединение по Ethernet. Для потоковой передачи в разрешении 720р и частотой 60 кадров в секунду достаточно стабильного подключение 15 Мбит/с и роутера с частотой 2.4 ГГц.

Что касается опасений, то бояться не нужно – сервис можно опробовать совершенно бесплатно. Если говорить о возможных проблемах, то чаще всего они встречаются на стороне нашего клиента, когда роутер домашнего интернета имеет настройки по умолчанию, то есть де-факто не настроен. Это исправляется Ethernet-подключением или советами нашей службы поддержки, которая всегда дает рекомендации, как улучшить настройки роутера. Со своей стороны GFN.RU активно работает со всеми провайдерами. С тем же «Ростелекомом» активно развивается сотрудничество по улучшению связности магистральных каналов.

НИМ: Зависят ли требования от типа игры? Скажем, одинаковы ли требования в случае «Ведьмака 3» и более простенькой A Plague Tale: Innocence?

П.Т.: Требования одинаковы ко всем играм. Мы передаем пользователю видео, которое всегда имеет одни и те же характеристики: разрешение 1920х1080, 60 кадров в секунду. Но есть разница в том, во что вы играете: например, сама структура однопользовательской игры такова, что периодические проблемы с соединением к вашему роутеру незаметны, динамика игры другая. В многопользовательских же играх все иначе: тут любые огрехи заметны.

Ведьмака 3: Дикая Охота

НИМ: Накладывает ли дополнительные ограничения на качество интернет-канала возможность вести трансляции игр?

П.Т.: Да. Мы рекомендуем стримить при скорости интернета 70 Мбит/с, но это единственное возможное препятствие. В остальном же наш сервис идеален для того, чтобы игроки вели стримы – для этого не нужно какого-то особенного оборудования или второго компьютера. Достаточно приложения GFN.RU и программы для потокового вещания – OBS или работающей на карте NVIDIA GeForce Experience.

Благодаря нам игровой стриминг по затратам и доступности становится на один уровень с блогингом, в котором для того, чтобы монетизировать свой образ, достаточно иметь лишь телефон с камерой.

НИМ: GFN.RU доступен и на мобильных платформах. Насколько различаются продолжительность средних игровых сессий и жанровые предпочтения тех, кто играет на ПК, и тех, кто использует смартфоны или планшеты?

П.Т.: Мы единственные на данный момент, кто позволяет играть на Android-устройствах: смартфонах, планшетах, приставках, даже умных колонках или телевизорах. Нужно только иметь возможность установить приложение.

Безусловно, длина сессии на мобильных платформах отличается от ПК. На Android это другие сценарии, например, игроки заходят, чтобы собрать трофеи, посмотреть что-то на ходу. Но есть и те, кто играет так, словно это компьютер.

Из-за того, что Android-приложение появилось не так давно, статистики не очень много для выводов. Можно сказать, что сегодня 10%+ наших пользователей играют на мобильных устройствах. Предлагаю посмотреть статистику в конце 2020 года, она будет ближе к реальности.

Уже сейчас мы видим, что игровые предпочтения пользователей отличаются: например, многие играют в Mortal Kombat и в A Plague’s Tale с телефона, хотя на ПК эти игры не так популярны. У Assassin’s Creed Odyssey средняя продолжительность игровой сессии на телефоне почти час! Согласитесь, это говорит о том, что пользователи уже не просто пробуют новую технологию, а играют с удовольствием.

Предполагаю, что с появлением 5G будет значительный приток мобильных игроков. При 4G-сетях тоже можно играть, но тут картинка будет в 720р. В принципе, на экране телефона она выглядит вполне комфортно.

Assassin’s Creed Odyssey

НИМ: У GFN.RU очень солидная игровая библиотека на старте, как оперативно она будет пополняться, когда дойдет дело до череды весенних и осенних релизов?

П.Т.: Не секрет, что NVIDIA лидер в графических решениях на ПК, поэтому компания тесно сотрудничает со всеми издателями. На данных момент в сервисе поддерживается более 600 игр – это заслуга нашего партнера.

По релизам конкретных игр – следите за анонсами в наших соцсетях. Многие игры появляется в сервисе в момент выхода. С Doom Eternal этого не случилось, но переговоры ведутся. Одно можем сказать точно – в очереди на добавление еще 1500 игр, и список обновляется каждую неделю.

НИМ: Каким вы видите путь развития сервиса GeForce NOW? Возможна ли ситуация, когда какие-то нововведения появятся только в России?

П.Т.: GeForce NOW – это международный сервис, который развивается одинаково во всем мире, поэтому мы должны поддерживать стандартизацию. Наша задача, как партнера, постоянно добавлять железо, которое поддерживает новые функции. С данной задачей GFN.RU успешно справляется – та же технология RTX появилась одновременно с анонсом для американского и европейского GeForce NOW.

НИМ: Как относитесь к конкуренции со стороны Stadia, Amazon и других компаний?

П.Т.: Рынок облачных игр находится в начальной точке развития, а мы – его пионеры. Обучение как бизнеса, так и пользователей – это долгий процесс. И чем больше компаний в нем будет участвовать, тем лучше. Конкуренции мы не боимся, а наоборот – мы ее приветствуем. Чтобы рынок облачного гейминга выстрелил, нам нужны сильные конкуренты, готовые вкладываться в это дело так же, как GFN.RU. К сожалению, на сегодняшний день в России у GeForce NOW серьезных конкурентов нет.

НИМ: Выход консолей нового поколения непременно повлияет и на ПК-сегмент. Возрастет качество графики, а, следовательно, повысятся системные требования. Чтобы пользователь смог запускать такие игры на «ульте», вам придется использовать более мощное железо. Повлияет ли это на стоимость подписки?

П.Т.: Как вы знаете, недавно мы запустили бесплатный период. Пока что до конца апреля, но посмотрим, как будет развиваться ситуация с карантином. В целом мы считаем правильной ситуацию, когда пользователю ничего не требуется, чтобы попробовать – и всегда есть возможность перейти на платный тариф с преимуществами. Других изменений в стоимости подписки мы на данный момент не ожидаем.