Антон Бондаренко, 22 апреля 2021

В фокусе Nemesis и сопутствующего ей бесплатного контент-патча Dick (в честь фантаста Филипа Киндреда Дика) оказалась большая политика. Ею же Paradox занималась и в прошлом дополнении, Federations, но показать успела лишь верхушку айсберга: галактический ООН и разные типы конфедераций со своими плюшками. Теперь же шведы взялись за самое интересное: шпионаж, компроматы и злоупотребление властными полномочиями.

Вообще, добавить шпионаж в Stellaris просили давно. А то вроде 4X-игра, но без возможности украсть технологию или взорвать ключевой вражеский объект – куда это годится? Paradox упущение исправила, мягко говоря, не сразу (базовый Stellaris вышел еще в 2016 году), но к вопросу подошла комплексно и изящно.

Например, на каждую инопланетную империю теперь нужно собирать разведданные. До Nemesis все было просто: установил контакт с какой-нибудь Федерацией Зеленых Человечков – и сразу знаешь, где пролегают границы ее владений, сколько у нее обитаемых планет и насколько разный у вас технологический уровень. А теперь – ничего подобного, видно только то, что удалось насканировать со своих кораблей. Если зеленые человечки согласятся обменяться посольствами – те в фоновом режиме разнюхают побольше информации, например, про обитаемые планеты и численность населения. Но чтобы иметь нормальные данные – придется послать дипломата на создание агентурной сети.

Чтобы установить контакт с новой империей, теперь не надо отвлекать ученых от работы – достаточно послать дипломата

Дипломаты – ресурс ограниченный; изначально их доступно два, и лимит повышается лишь в исключительных случаях. При этом дипломаты нужны не только для шпионажа, но и чтобы улучшать отношения с другими империями, представлять интересы в галактическом ООН и прокачивать взаимодействие внутри конфедерации (если подопечная империя входит в одну из них). Короче, дипкорпус – ресурс ценный, и нельзя его тратить, чтобы шпионить абы за кем.

Рыцари бесплатного сыра

К тому же шпионаж вообще штука сомнительной полезности. Ладно, на ранних этапах еще можно пособирать разведданные, но как только вся галактика оказывается вовлечена в ООН, пассивного притока информации будет более чем достаточно, чтобы понять главное: кто с кем воюет, кто с кем дружит и у кого можно так отщипнуть кусок территории, чтобы нам за это ничего не было.

Возможность украсть технологии звучит заманчиво, но обычно стащить удается только какую-то ерунду

Логическим продолжением системы шпионажа служат диверсии. В Nemesis наконец добавили возможность воровать технологии, портить отношения жертвы с соседями, устраивать теракты на звездных базах и даже вооружать пиратов на чужой территории. Для этого надо развивать агентурную сеть, то есть находить предателей во всех эшелонах власти и потом решать, кого использовать на то или иное дело. Звучит очень вкусно, не правда ли?

Проблема в том, что все это абсолютно непрактично. Само по себе построение агентурной сети для мало-мальски весомой операции затягивается на десятилетия. Непосредственно диверсия тоже совершается далеко не моментально, поэтому когда плоды шпионских трудов созреют – геополитическая ситуация скорее всего изменится настолько, что они уже просто будут не нужны. Вдобавок за спецоперации надо платить тысячи энергокредитов – для маленьких империй это сумма неподъемная, а у крупных есть другие методы. Зачем вооружать пиратов на территории соседа, когда на эти деньги можно поднять свою экономику, настроить пепелацев и раскатать всех привычным бронекулаком?

Для шпионажа важны показатели Encryption и Decryption, которые повышаются технологиями – то есть отстающие нации даже нашпионить за лидерами не могут

Ложноножкой по трибуне

Второй фокус Nemesis – галактический ООН, который был введен еще в Federations, но раскрыться особо не сумел. То есть в теории все звучало вкусно: все суверенные и не очень государства галактики собираются вместе и пытаются пропихнуть свои законы; кто-то топит за милитаризм, кто-то за разоружение, кто-то за индустриализацию, кто-то за экологию.

Фишка в том, что по факту большинство законов были пустым звуком: экономика в Stellaris настолько абстрагирована и унифицирована, что нельзя под предлогом заботы об экологии де факто пропихнуть санкции против Китая. Вместо этого все получат, скажем, -20% к добыче минералов, что вообще никак не отразится на соотношении экономических сил.

Империю из ООН почему-то можно сделать только строго монархическую

Ладно, справедливости ради отметим, что на политические расклады законы все-таки влияют. Политический вес в Stellaris складывается из целого ряда факторов, и вышеупомянутый закон об экологии пошатнет статус экономически-ориентированных империй, но почти не затронет тех, кто делает ставку в первую очередь на науку. Кроме того, если последовательно ужесточать законы, со временем действительно можно поймать часть оппонентов в правовую ловушку. Но для этого нужны последовательные целенаправленные усилия со стороны игрока, а их, опять же, можно приложить к созданию бронекулака, который тех же оппонентов порешит быстрее и с гарантией.

Короче говоря, галактическому ООН не хватало эндгейма, какой-то грандиозной цели в конце пути. Поэтому в Nemesis ввели должность «галактического жандарма», первого среди равных, который должен смотреть за порядком и возглавлять борьбу с кризисами – и потому обладает жирным набором полномочий.

Создание общегалактической империи открывает доступ к целой куче новых законов

Разумеется, даже в военное время никто нас на эту должность пускать особо не хочет, а в мирное – и подавно, поэтому чтобы усесться в кресло жандарма, придется изрядно повозиться. Протолкнуть законы, повышающий наш политический вес и понижающий вес основных оппонентов. Заручиться поддержкой: нейтралов купить, на недругов – собрать компромат (редкий случай, когда шпионаж реально полезен) и вовремя им воспользоваться.

Но победа на выборах – это еще не все. Дальше придется протолкнуть закон о том, что жандарм – должность не выборная, а постоянная, закрепленная за нами. Ну и как завершающий аккорд, объявить о преобразовании галактического ООН в первую галактическую империю с нами во главе. Кстати, партия на этом не закончится: еще придется побороть центробежные тенденции среди новых подданных и железной рукой навести между ними мир – а то кто-нибудь излишне амбициозный сожрет остальных и сможет бросить вызов царю-императору, что  категорически недопустимо. Короче, тут получилось хорошо.

Раковая опухоль галактики

Третье и заключительное новшество Nemesis – возможность «стать кризисом», то есть не просто покорить галактику, но и перебить в процессе всех остальных. Собственно, нечто подобное можно было делать и раньше – начать игру за фанатиков, живущих по принципу «хороший ксенос – мертвый ксенос». Или за космическую саранчу, сжирающую все на своем пути. Или за роботов-терминаторов. В общем, тренд понятен.

Новый перк позволяет действовать тоньше. У космосаранчи дипломатия ограничивается одной фразой – «мы пришли вас сожрать». А вот у наций, решивших «стать кризисом», поначалу сохраняются все обычные варианты взаимодействия, всякие там договоры о ненападении, торговые союзы и даже членство в ООН. При этом они получают некоторые бонусы, типа усиленных вариантов обычных кораблей; и чем больше соседей завоюешь – тем круче становятся эти бонусы, однако и галактическое сообщество начинает относиться с опаской. При помощи дипломатов, подарков и буферных зон конфликт на какое-то время можно отсрочить, но в финале все равно начинается старая добрая война «мы против всех»: подопечная нация потихоньку собирает кузькину мать галактических масштабов, все остальные пытаются это дело пресечь, пока еще возможно.

Диппровокации могли бы стать отличным способом ломать чужие конфедерации. На деле же ухудшение отношений на 60 пунктов никто даже не заметит

Под гром аплодисментов

Nemesis не решил главную проблему Stellaris: здесь совершенно необходимо рваться в лидеры. Для сравнения, в Crusader Kings 3 от той же Paradox вполне реально сидеть герцогом где-нибудь в Чехии и при этом жить насыщенной жизнью: проталкивать своих родственников в короли тех или иных европейских держав, отправлять сыновей отбивать Святую землю, дробить Византию серией политических убийств.

В Stellaris это не прокатит: все интересное происходит в жизни нескольких топовых империй; все остальные – лишь статисты, дожидающиеся своей очереди быть покоренными и поглощенными. Шпионаж мог бы изменить расклад сил, но вместо этого стал лишь новым инструментом, с помощью которого избранные империи будут перекраивать галактику по своему разумению.

Впрочем, если не мечтать об идеальной 4Х в вакууме и просто оценивать качество нововведений, то для фаната Stellaris Nemesis – это практически необходимое дополнение.