29 декабря 2014

Если вы вдруг слышали в новостях о краже железнодорожного состава с наждачной бумагой, то я вам подскажу, где искать вершителей сего ограбления века. В офисах Ubisoft Montreal. 

Е

сли вы заявитесь туда и скажете, что Far Cry 4 – это доработанный напильником Far Cry 3, монреальцы презрительно посмотрят на вас, покажут истертые в кровь руки и тихо прошепчут: «Только нулевка, только хардкор...»

Впрочем, я ерничаю. Без лобзика, рашпиля и напильника дело тоже не обошлось.

Добро пожаловать в

Новая страна, новые герои, – и тут же виден первый взмах Лобзика Судьбы. В Ubisoft учли недовольство, которое вызывал главгерой Понаехал из Far Cry 3, и вместо наглого американского туриста мы играем за сына вождя местного народа. Который вырос в зажравшейся Америке, но вернулся на историческую Родину развеять прах матери. Как будто этническая причастность нашего альтер эго к вымышленному гималайскому государству Кират и творящейся в нем революции дает право устраивать все те непотребства и массовые убийства, из которых состоит фирменный «фаркрайный» геймплей.

Затем взмахи юбисофтовской наждачной шкурки поверх игровой механики Far Cry 3 учащаются. Были слишком плоские уровни? Вжик! Кират – страна горная, с множеством вертикальных отвесов и обрывов, на которые можно забираться с помощью не знающей промаха «кошки» и верного мотка альпинистской веревки.

Слишком однообразные зеленые джунгли? Вжик! В Кирате игрока встречают сочно-зеленая южная часть страны, осенне-бурая северная, плюс дополнительные снежно-белые уровни на отдельных локациях высоко в Гималаях.

Слишком линейное прохождение? Вжик! Вот вам исключающие друг друга задания от двух вечно грызущихся революционеров, от выбора между которыми зависит будущее Кирата (шутка! решение повлияет лишь на небольшую концовку игры после основной концовки). 

Надоело, что над игровыми территориями можно парить только на постепенно снижающемся дельтаплане? Вжик! Получите личный одноместный кузнечик-геликоптер, который позволит жужжать в небесах злобным Карлсоном и сеять смерть и разрушение с помощью гранатомета.

Хочется чистого и незамутненного месилова? Вжик! Получите настоящую гладиаторскую арену с волнами вражеских автоматчиков и диких зверей, на которой можно выполнять всякие задания на сложность и владение разными типами оружия.

Не понравилось что-то? Вжик! Вот тут было плохо? Вжик! Поправить здесь? Не вопрос! Вжик! Изведя вагоны шкурки-нулевки на исправление недостатков предшественника, разработчики заставили Far Cry 4 сверкать, как яйца Фаберже под лучами яркого киратского солнца.

В чем тогда подвох?

Лишь в том, что все равно получились те же яйца, только в профиль.

Хотя это и не подвох даже, наверное. Просто если разница между Far Cry 2 и Far Cry 3 была заметна невооруженным глазом и чувствовалась во всем, то четвертая часть больше напоминает адд-он к третьей. Добавки в игровую механику оказались во многом косметическими. И это не сказать чтобы плохо, нет. Если вам нравился Far Cry 3, то и Far Cry 4 понравится без сомнения, причем даже больше, во многом благодаря упомянутым выше доработкам. Но если предшественник не приглянулся – нет веской причины пробовать новую часть: по игровой механике она на 95% такая же.

Тени в раю

А теперь, покончив с обязательной программой «сюжет-геймплей-новинки-отличия» (ах, да, еще же графика! так вот, графика – хорошая), позволю себе откатать произвольную.

Скажу честно: лично мне серия Far Cry нравится, хотя многие нынче стали воротить от нее нос. Я получаю удовольствие, шастая по здешним лесам и охотясь на животных и людей. Но есть две вещи, которые постоянно свербят на краешке сознания и подспудно раздражают, не давая наслаждаться игровым процессом в полной мере.

Во-первых, есть у меня слабая надежда, что когда-нибудь разработчики серии прекратят смешивать теплое с мягким. То есть серьезность сюжета и чрезмерную гротескность геймплея. Если играть в Far Cry 4 как в сюжетный шутер, проходя только кампанию и ни на что не отвлекаясь, то повествование-то там получается очень даже нетривиальное. Это вам не «колда» с жалкими потугами Кевина Спейси стать мировым диктатором. Порой Кират предлагает непростые моральные задачки, над которыми не грех и задуматься. Но как только он их предлагает, тут же тушуется, словно пугаясь собственной серьезности, и моментально сдабривает комическими и наркоманскими миссиями и ворохом примитивных заданий открытого мира, вроде «захвати двадцать восемь тыщ радиовышек». Ей богу, так и хочется разрубить Far Cry 4 на две игры. Хочешь – получи сюжет, где нет белых и черных героев и где путешествие по современной стране причудливо перемешивается с прогулками по мистической Шангри-Ла. А не хочешь – в самом начале говоришь «идите лесом со всем своим морализаторством» и получаешь в распоряжение целую страну-песочницу, чтобы развлекаться и только пулемет успевать перезаряжать. Конечно, можно возразить, что никто не мешает примерно так же фильтровать сюжетную часть и сейчас, а после прохождения сюжетки переключаться на чистый «фан». Это отчасти правда, да не совсем: временами игра в принудительном порядке заставляет отвлекаться на второстепенные действия и шутки-прибаутки, «разбавляя» основное повествование. Да и сложно уже как-то, пройдя сюжет и нагрузившись психологическими драмами, все так же легко носиться по стране, паля налево и направо.

Ну, а второй момент – все-таки однообразие. Что у третьей, что у четвертой части первые десять часов – самые лучшие, поскольку именно тогда игра раскрывает механику, демонстрируя что-то новое. Все остальное время, вспоминая старину Вааса из третьей части, приходится заниматься форменным безумием: освобождать один за другим 23 форпоста правительственных сил, выключать 17 вышек, искать 50 масок, срывать 150 пропагандистских плакатов, и т.д. То есть повторять одни и те же действия, каждый раз ожидая иного результата. Проезжая по дороге из точки А в точку Б, ощущаешь себя собакой Павлова, у которой через каждые пять метров срабатывает рефлекс: выйти из машины и обыскать ящик у дороги, забрать очередную коллекционную цацку или срезать еще один цветочек для инъектора. У Far Cry 4 эта репетативность достигает совсем уж космических масштабов. Размеры Кирата, пожалуй, можно сравнить чуть ли не с Морровиндом: лично я угробил где-то около шестидесяти часов на подробное изучение только юга и центра страны, а у нее есть еще и север. Но если у «Морры» исследование было увлекательным занятием по поиску чего-то нового, то в Кирате, несмотря на великолепнейшую стилизацию под псевдо-Тибет со всякими деревушками и заброшенными хижинками, набор находок всегда одинаков: вездесущие ящики с энной суммой денег и/или четыре вида коллекционных предметов. Когда часами шаришься по лесам и постоянно натыкаешься на одно и то же, поневоле задумываешься, а зачем нужна такая свобода передвижений? Игровую территорию Far Cry 4 можно ужать втрое и не потерять при этом ни капли интересности.

Стоит ли Far Cry 4 покупки? Как уже говорилось, если предыдущая часть понравилась, то, несомненно, да. Хотя здесь нет харизматичного безумца Вааса, местный диктатор и главный антигерой Пэйган Мин (кстати, очень неплохо озвученный в русской версии) с успехом его замещает. Интерфейс же и вообще вся игровая механика остались прежними, лишь были отшкурены до блеска, поэтому никаких трудностей с изучением и привыканием не возникнет.

Главный минус игры таится тут же: Far Cry 4 излишне усердно держится фарватера, проложенного Far Cry 3. Новые впечатления, которые предлагает игра, касаются только горных красот Кирата. По части геймплея вы не найдете тут ни одного серьезного новшества.

Наш рейтинг: 7.6

Текст: Андрей ЩУР