26 октября 2015

Halo 4 – первая Halo от 343 Industries – вышла хоть и не плохой, но дюже неровной, и по всем фронтам заметно проигрывала выпускам от Bungie. Однако команда, казалось бы, должна была поднабраться на ней опыта и во второй раз выстрелить куда сильнее.

О

жидания не оправдались – кое-что в продолжении подправили, но по большому счету Halo 5 унаследовала все недостатки своей предшественницы.

Сюжет в Halo важен как ни в одном другом шутере; каждую следующую часть поклонники ждут, как новый сезон любимого сериала. Guardians уверенно и ощутимо развивает историю вселенной, но к тому, как она это делает, есть серьезные претензии.

Возникают они прямо на старте: что верный защитник человечества Мастер Чиф отправится в самоволку, стало известно давно, но было трудно представить, что его дезертирство будет обставлено так глупо. В ходе рядовой миссии по зачистке космического судна, захваченного Ковенантом, Чиф падает на дно корабельной канализации и ловит видение, в котором его покойная AI-напарница Кортана говорит нечто невнятное, вскользь упоминая станцию «Меридиан». Чиф с решимостью шизофреника делает вывод, что его искусственно интеллектуальная подружка находится там и, послав начальство вместе со всем космическим флотом к космической бабушке, дезертирует. Его подчиненные, естественно, навостряют свои генно-модифицированные лыжи с командиром.

Субординация? Исполнение приказов? Долг перед родиной, человечеством и прочее по списку? Подобные вещи спартанцев больше не волнуют, спартанцы преданно топают за крышей Мастера Чифа, поехавшей на почве расставания с Кортаной.

Чиф, все пропало

Играть предстоит попеременно за два отряда. Первый – «Синяя команда» Мастера Чифа, состоящая из ветеранов войны с Ковенантом, росших и тренировавшихся вместе с шестилетнего возраста. Второй – «Осирис» Джеймсона Лока, известный главным образом тем, что согласился ловить Чифа (и за это попал в немилость к простым воякам, заслуженно почитающим 117-го героем).

Подобный конфликт, казалось бы, дает огромный простор для всевозможных интересных историй и раскрытия личностей спартанцев, но 343 Industries не использовала и десятую часть этого потенциала. Герои говорят нарезками из заезженных фраз, едва складывающихся в осмысленные диалоги, несут приторные банальности и откровенную чушь, а статисты охотно кивают и соглашаются. В итоге на всю толпу мы имеем ровно одного запоминающегося персонажа, да и то благодаря тому, что он имеет лицо и голос Нэйтана Филлиона – звезды «Светлячка». Местами Halo 5 и вовсе скатывается в героическое фэнтези для дошколят, особенно когда на сцену выходит Надзиратель – босс многоразового пользования (один разум – много тел), говорящий исключительно фразами злодеев из диснеевских мультиков.

 

Тот самый Надзиратель

Довершает проблемы сюжета его скомканность. Разработчики признались, что игра получалась настолько огромной, что ряд глав пришлось вырезать, и это заметно. Некоторые важные события нам попросту не показывают, хотя могли и должны были, а «Синей команде» уделено намного меньше времени, чем «Осирису», пусть даже именно на ее долю приходятся глобальные повороты сюжета. Ну и вишенкой на торте стал обрыв кампании буквально на полуслове.

И вечный бой

К счастью, когда дело касается стрельбы, претензий к игре куда меньше: 343 Industries не сумела окончательно поломать заложенные Bungie механизмы, даже наоборот, видна кое-какая работа над собственными ошибками. Например, в четвертой части интересные эпизоды чередовались с неинтересными; в Halo 5 же все куда более гладко: мы то пробиваемся к шахтерскому городку на краю галактики, то посещаем родину ковенантовских ящерок, раздираемую гражданской войной, то наносим визит на Генезис – цветущий искусственной флорой мир Предтеч. И везде нас встречает более-менее привычный фирменный геймплей.

Тут не лишним будет напомнить, что такое бой в Halo. Происходит он, как правило, не в узких заскриптованных коридорах и не в бескрайнем открытом мире, а в так называемой направленной песочнице. То есть формально мы таки идем по коридору, только он очень широкий и выстроен настолько мастерски, что стены его не ощущаются. Игрок имеет практически полный контроль над пространством: многочисленные лазейки, крыши, уступы – все сгодится, чтобы устроить себе кемперское гнездо. Хотя никто не мешает при желании проходить игру в духе шутеров старой школы, где стрейф и рэйлган – лучшие друзья на все времена. А ведь по ходу дела еще и танк дадут или что повеселей – на технику, как наземную, так и воздушную, в серии скупиться не принято.

 

Помимо приличной живучести и огневой мощи, враги в Halo обладают еще и кое-какой соображалкой

Из-за этих особенностей Halo всегда игралась бодро и увлекательно, но видно, что 343 Industries до сих пор не до конца освоилась с наследством Bungie: некоторые участки проходятся слишком просто, в других же выставляют чересчур много изматывающе живучих здоровяков. Есть и откровенно глупые моменты: то нам говорят, что надо со всех ног нестись к отлетающему кораблю, то, когда уже добежали, сообщают – ну вы вроде успеваете, так что завалите-ка еще пятьдесят врагов и босса. И все время, что идет бой, корабль послушно висит в небе и не думает убегать.

Еще одна фирменная черта 343 Industries – к финалу игра заметно сдувается, вываливая на игрока череду боев, утомляющих количеством врагов и их живучестью. Апофеоз этого скорбного процесса настает, когда на арену пожалует целая толпа «надзирателей», побежденных к тому моменту уже пяток раз. Учитывая, что они без остановки выдают свои реплики (те самые из диснеевских мультиков), этот бой – один из худших моментов не только в данной части, но и в сериале вообще. Правда, при прохождении таких эпизодов выручает кооператив – то, что для одного игрока сущая мука, для четверых – развеселый мясной замес с пиротехникой. Кооператив, кстати, сделали доступным только обладателям платной «золотой» подписки Xbox Live, хотя раньше говорилось, что на праздник жизни пустят и «бесплатных» серебряных подписчиков.

 

Проблема с этой грозной с виду зверюгой решается одной гранатой

Ощущение после игры остается странное: с одной стороны, это все еще очень бодрый и интересный шутер с уникальной механикой. С другой, 343 Industries уже вторую игру подряд оказалась неспособной привнести в него что-то свое. Фанатам пропускать Guardians, конечно, не стоит, но вот неофитам все еще следует рекомендовать Halo: Reach – ничего лучшего с сериалом пока так и не случилось.

Текст: Сергей КОСИН