8 августа 2015

Я, право, не до конца уверен, что Eisenwald (то бишь «железный лес») по-русски не следует писать как «Айзенвальд», но это не главное.

С

казать по чести, игре вообще не помешал бы хороший литературный редактор: перевод на английский довольно своеобразен, а для русского текста был выбран пседвоархаичный стиль, который, естественно, не выдерживается и в лучших традициях постсоветского игростроя перемежается приколами разной степени адекватности.

Но, повторюсь, – это не главное. В конце концов, назвать можно как угодно, да и стилистические огрехи – не самое страшное в компьютерной игре. Важнее то, что несмотря на эти (и многие другие) помарки, «Легенды Эйзенвальда» внезапно оказались вполне цельным и интересным проектом.

Вообще говоря, зацепился я за «Эйзенвальд» из-за сеттинга: Германия XV века, в которой реальность (еретики, рыцари-грабители, купеческие караваны и придорожные таверны) переплетена с ожившими суевериями (кобольды, ведьмы и Дикая охота). В этом месте маленькие тамплиеры в моей голове начинают орать «Darklands! Darklands!» и радостно овладевают Бафометом. А уж когда я увидел, что в оформлении игры много картинок под акварель, что тоже роднит ее с эпической микропрозовской RPG...

Дальше антуража дело, естественно, не пошло. Геймплейно ничто не связывает «Эйзенвальд» с Darklands, тут в качестве источника вдохновения очевидны HoMM, Disciples и в наибольшей степени King’s Bounty. Практически то же самое, по большому счету: герой со своим отрядом странствует по игровому миру и разносит местным жителям пиво и морды. Получается хорошо.

То есть сказать, за счет чего «Эйзенвальд» производит положительное впечатление, практически невозможно. Казалось бы, везде белорусы чуть-чуть недокрутили. Экономика кажется прибитой к геймплею совершенно зря. Прокачка сделана шиворот-навыворот: трудно и медленно поначалу, а потом – стремительным домкратом. Масштаб битв перестает выглядеть реальным во время штурмов – право, и брать замки полудюжиной подопечных, и защищать их таким же числом солдат как-то совсем не похоже на жизнь. Сами подопечные лишены индивидуальности, а история в целом – реальной нелинейности; перед игроком чаще встает лишь иллюзия морального выбора. Но!

Но отчего-то цепляет и тащит. Может, сеттинг виноват. Может, те самые легенды Эйзенвальда – в игру вставлено огромное количество преданий, стилизованных под довольно аутентично звучащие сказки, басни и истории; я совершенно не удивлюсь, если это действительно переделки немецкого фольклора. Даже не к ночи будь помянутые приколы иногда оказываются очень атмосферными – не могу не помянуть найденный в библиотеке трактат Карла из Трира о наемном труде и капитале. Вообще, атмосфера достаточно настоящего, не лубочного средневековья передана здорово. С определенного момента в уравнение добавляется нечисть, но сильно обедни она не портит, хотя впечатление чуть смазывает.

 

В битве нельзя просто ходить на пустой гекс – каждый ход заканчивается атакой

Так что наверное да, атмосфера. Именно она заставляет игрока двигаться по сюжету от сценария к сценарию, несмотря на то, что процесс нередко сопряжен с потерей своей прокаченной армии, а то и с пиксельхантингом. Потому что ко всему остальному можно предъявить вполне справедливые претензии. Вот взять хоть внешний вид: домашней выделки движок «Эйзенвальда» позволяет ему выглядеть лучше подавляющего большинства инди-игр, однако он довольно ресурсоемкий, и крупные планы персонажей все равно смотрятся паршиво (не говоря о том, что для разных героев часто применяется одна и та же модель).

Но все же это первая за многие годы попытка создать ролевую игру в хотя бы квазиисторическом сеттинге. Конечно, Эйзенвальда на карте Германии не найти, и это немного смущает, но чувствуешь, что до настоящего Лейпцига или там Нюрнберга подать рукой. И это примиряет с окружающей действительностью.

Текст: Андрей АЛАЕВ