Сергей Плетнев, 17 апреля 2020

Ожидание второй части средневеково-конного симулятора Mount & Blade, затянувшееся на дико долгие восемь лет, наконец-то подошло к концу. Вот только… студия TaleWorlds торжественно выложила в ранний доступ Steam не финальный релиз, а только лишь сырую бета-версию, со множеством мелких и не очень багов, слабой оптимизацией и недоделанными механиками.

Поэтому на данный момент интереснее порой не играть в игру, а читать длинные комментарии к патчам, выходящим чуть ли не ежедневно. Ну, это чтобы сразу ответить на главный вопрос всех, кто про Bannerlord слышал: стоит новинку брать или нет. Отвечаем: если вы – не фанат серии, то лучше обождите полгода. За это время проект должен более-менее обтесаться, избавиться от багов и обзавестись армией модов для наиболее приятного игрового процесса.

А если вы – фанат, то чего вам вообще что-то рассказывать, вы и так «Баннерлорда» уже давно купили.

Скоро на этом троне будет сидеть кое-кто другой… Но не будем портить сюрприз!

Стройка XXI века

Но если вдруг последние десять лет вы случайно провели под кам… то есть в самоизоляции, следует все же кратко пояснить, что вообще такое Mount & Blade. Хотя кратко не получится. Ведь M&B – это гигантская по своему размаху псевдоисторическая песочница, где, управляя одним только своим героем (и его растущим войском), можно творить все что угодно, начиная от пресловутого «грабить корованы» и заканчивая созданием собственной империи. Никакой магии, никакого фэнтези, только конь, меч и море амбиций для покорения многочисленных земель вымышленной страны Кальрадии, на территории которой нашлось место аналогам многих европейских и ближневосточных культур.

Первая игра серии была собрана маленькой турецкой студией TaleWorlds чуть ли не в домашних условиях и выпущена в далеком 2008-м году. Несмотря на древнюю даже по тогдашним меркам графику и неуклюжий интерфейс, проект, тем не менее, снискал всенародную любовь, создав свой собственный поджанр среди игр с открытым миром.

И вот с тех самых пор немалое фанатское комьюнити ожидало полноценную вторую часть, попутно поигрывая во всевозможные моды к M&B, а также коммерческие DLC, вроде «Огнем и мечом», Viking Conquest и иже с ними.

Как говорится, огнем, мечом и балалайкой можно достичь гораздо больше, чем просто огнем и мечом!

Летопись временных лет

Фактически Bannerlord является приквелом первой части. Вместо того, чтобы устраивать в Кальрадии позднее средневековье, разработчики откатили время на две сотни лет – в эпоху, соответствующую по уровню развития примерно VII-IX векам нашей эры. То есть времена, когда происходило становление новых королевств на обломках Римской империи. Общий сюжетный лейтмотив в «Баннерлорде» сводится к тому же: еще недавно Кальрадия находилась под властью огромной старой империи, но на момент старта наших приключений от нее остались лишь три разрозненные фракции (Северная, Южная и Восточная империи соответственно) в центре карты, которые начинают сдавать под напором новых молодых королевств, княжеств и ханств. И основным глобальным квестом для нашего героя является либо возрождение старого порядка, либо уничтожение империи как таковой.

Впрочем, идти по главному квесту нас никто не заставляет. Как и в первой части, нам дается лишь небольшая обучающая миссия, после чего мы вольны топать куда угодно и делать что угодно. Надо сказать, в Bannerlord вообще очень много этого самого «как и в первой части». Разработчики явно пошли по принципу «сделать то же самое, только красивее» и оставили 90% геймплея знакомым, подрихтовав лишь те вещи, которые раньше были откровенно недоделанными.

Одной из полностью новых механик Bannerlord’а стал крафт оружия. Однако он оказался настолько затратным по времени и ресурсам, что полноценно заниматься им получается уже ближе к эндгейму

Лепо, не нелепо

Например, графику. Если раньше от внешнего вида M&B экстренно сводило олдскулы, то теперь ситуация заметно выправилась, и местное население перестало походить на сирых и убогих калек, которым хочется сразу же протянуть карманную мелочь при встрече. Конечно, до расписных красот, требующих предсмертного хрипа новейшей видеокарты, дело тоже не дошло, но по крайней мере картинка на экране стала гораздо симпатичнее (и больше не вызывает желания рыдать в голосину).

Причем это касается как текстур, так и анимаций: последние стали заметно мягче и естественней. Появились даже эффектные смерти, когда враг хватается за воткнувшуюся в него стрелу или дротик, прежде чем упасть на землю.

Благодаря новому редактору персонажей в игре можно встретить поистине одаренных личностей

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про стилистику и дизайн локаций. В прошлом остались безумные ландшафты полей битв и деревни, ютящиеся на склонах в 45 градусов и больше. Локации выглядят осмысленнее и правдоподобнее, и гораздо лучше соответствуют местности на карте, которой принадлежит поселение или место боя. Теперь северные земли Стургии (предки Нордов и Вегиров из M&B) точно не спутаешь с равнинами Вландии (будущая Свадия) или песками Асераев (Серраниды).

А еще отдельное спасибо TaleWorlds за симуляцию времен года. Редко в какой игре глобальная карта с приходом зимы начинает постепенно покрываться снегом с севера на юг, и потом обратно возвращается к своему зеленому состоянию с наступлением весны.

– Скажи мне, добрая женщина, а партизаны у вас в деревне есть?

Не по фэншую

Сама карта Кальрадии сильно видоизменилась. Появились новые реки, горные массивы, даже море – хотя плавать по нему все так же нельзя. Что довольно странно, ведь еще в Viking Conquest появилась полноценная механика управления кораблями. Что еще более странно – так и не появилось нормальных дорог, поэтому нам все так же приходится топать по нетронутой целине и продираться через дремучие леса, даже если мы не ловим бандитов где-то в глухомани, а просто пытаемся доехать из одного крупного города в другой.

И вообще, дизайн новой карты не впечатлил. Да, города теперь расставлены так, чтобы находиться примерно в одном дне пути друг от друга, и это удобно. Но при этом места для них выбраны порой весьма загадочно – не у рек или на пересечении торговых путей, а в лесах, горах или еще каких закоулках, совершенно не соответствующих важному стратегическому положению. Аналогично и с крепостями: разработчики обещали расставить их у горных перевалов или в подобных им ключевых местах, однако на деле они в половине случаев охраняют вообще непонятно что.

Глобальная карта Кальрадии стала на несколько порядков детализированнее

Товар-деньги-товар

Зато экономическую составляющую серьезно доработали и ввели в игру полноценную систему со спросом и предложением. В разных городах теперь производятся различные виды товаров, и снующие по карте туда-сюда караваны действительно везут добро туда, где оно стоит дороже. Самих товаров стало столько, что под них отвели целую отдельную закладку в торговом меню. И если не вести оседлый образ жизни, а мотаться по землям Кальрадии, то наш отряд, а затем и армия также постепенно начинает походить на караван с ворохом всевозможного хабара и табуном мулов – поскольку грузоподъемность теперь зависит не от навыка персонажа, а от количества лошадей в «рюкзаке».

Сами навыки нашего альтер эго также подверглись серьезной переработке. Роль атрибутов понизилась, появилась парочка новых умений, – например, скилл, отвечающий за ведение криминальных дел. Плюс у каждого навыка по мере его прокачки теперь постепенно открываются перки, которые дают небольшие бонусы. Скажем, если достаточно прокачать знание тактики, то наша конница во время атак станет наносить дополнительный урон по морали противника и легче обращать его в бегство.

Напарники-лейтенанты теперь не фиксированные, они генерируются случайным образом в рамках одного из нескольких архетипов. Вот только поговорить с ними пока особо не о чем

А самое главное: в Bannerlord уже не работает классическая схема M&B, когда мы качали нашему герою харизму и всякие хозяйственные навыки поручали сопартийцам. Потому что теперь в нашем отряде, точнее, клане, появились специальные роли, и ролей этих всего четыре: квартирмейстер, хирург, инженер и дозорный. Так что качать приходится почти все подряд.

Дела семейные

Клан – это новая и довольно интересная задумка в механике M&B. По сути, это – королевство внутри королевства, куда входят все, кто нам верен, включая семью главного героя и приключенцев-напарников, нанятых в городах. Причем они необязательно должны путешествовать с нами в отряде – можно снабдить их отдельным войском и отправить в свободное плавание. Практически вся знать в Кальрадии также является не только подданными своего правителя, но и членами какого-то из кланов, что добавляет пикантности общению с вельможами разного калибра.

Чтобы нанимать опытных бойцов в поселениях, надо сначала улучшить отношения с ключевыми персонажами, выполняя их квесты-поручения

Кстати о пикантности. Романтические отношения в M&B также довели до логического завершения: если раньше мы могли только ухаживать и заключать браки, то теперь можно и обзаводиться потомством. Более того, после смерти нашего героя от старости (а это вполне возможно – у каждого персонажа теперь отсчитывается возраст) нам дают возможность переселиться в отпрыска и продолжить путешествия.

Кто вас в бой ведет

Другой важный момент, получивший апгрейд, – управление войском в боях. Наконец-то, НАКОНЕЦ-ТО мы получили нормальный набор команд, который позволяет не только направлять войска в атаку, но также выстраивать их в разные боевые порядки и задавать более сложные модели поведения. Если прибавить к этому заметно увеличившийся лимит на отображение бойцов на поле боя, когда начинаешь воевать полноценными армиями, сражения в новом M&B действительно уже начинают напоминать тактическую часть серии Total War. Однако мини-карту в Bannerlord, в отличие от предшественника, убрали, так что одновременно гарцевать в гуще боя и следить за общей стратегической картиной уже не получится. Приходится либо воевать, либо руководить.

Во время осад далеко не всегда нужно строить полный набор наступательных механизмов. Некоторые замки можно взять с помощью наглости и нескольких лестниц

Но самые кардинальные изменения коснулись режима осад. Теперь мы можем выбирать, какие осадные машины строить и где их ставить. Причем строительством могут заниматься не только нападающая сторона, но и защитники: пока атакующие строят осадные башни и таран, защищающиеся в это же время собирают по икеевским чертежам катапульты и баллисты на ключевых позициях крепостной стены. И если затянуть с подготовкой осады, можно получить неприятный сюрприз в виде гораздо более мощной обороны, чем была изначально.

Сотоварищи

Ну и, наконец, стоит сказать пару слов о мультиплеере, который представлен сразу на нескольких уровнях. Для любителей личных единоборств сделаны схватки 3 на 3 – здесь все просто и понятно. Если хочется месилова побольше – можно поучаствовать в разборках 6 на 6, где у каждого игрока есть еще небольшой отряд бойцов-ботов. А для полномасштабных сражений подходят старый добрый режим «Осада», известный еще по первой части, и банальный командный дефматч. В общем, мультиплеерная часть вышла без особых затей, но вполне соответственно запросам и чаяниям любителей самых разных вариантов рубилова-кромсалова.

Как и раньше, турниры в городах являются отличным способом накопления начального капитала. Попутно в них можно еще выиграть хорошую экипировку и редких скакунов

Не сегодня

Несмотря на все перечисленное, на данный момент Bannerlord воспринимается не как полноценная вторая часть, а как… Mount & Blade 1,5, что ли. Проблема в том, что пока в игре отсутствуют многие вещи, некоторые из которых были еще в оригинале. Слабо реализовано общение с напарниками, города кажутся пустыми и бессмысленными, бегать по ним толка нет. По части мелких квестов ситуация хуже, чем в оригинале, хотя уж хуже, чем там сделать практически невозможно. Некоторые идеи, про которые было рассказано в дневниках разработчиков, пока или не реализованы, или от них успели отказаться.

Поэтому и не хочется пока ставить «Баннерлорду» оценку. Все же мы ждали его восемь лет. Можем и еще подождать, прежде чем выносить финальный вердикт.