Андрей Щур, 11 марта 2016

Все. Конец строки, абзаца, главы, первого тома – называйте как хотите, но с выходом второй части дополнения White March закончилась почти четырехлетняя история проекта под названием Pillars of Eternity, важного нам не только появлением добротной олдскульной RPG, но и попутным спасением от разорения хорошей компании под названием Obsidian Entertainment.

Теперь, когда студия официально объявила, что больше адд-онов не планируется, и «Обсидианы» вовсю работают над чем-то новым, самое время снова вспомнить про PoE – оценить вышедшие дополнения и заодно рассмотреть саму игру еще разок, так сказать, в ретроспективе.

Большинство локаций обеих частей адд-она можно охарактеризовать фразой: «Очень много снега»

Недосказанное

Начать надо с того, что «Пилларсы», хоть они и не прогремели, но свой (и по большей части достойный) вклад в жанр внесли, показав, что классические «балдурсгейтовские» ролевки с партией на 6 персонажей, ворохом классов и скиллов, а также километрами текста диалогов не то что не умерли, они по-прежнему интересны и популярны – как бы там BioWare их в куцый экшен ни превращала. И это, пожалуй, самый главный довод, который перебарывает всякие личные предпочтения и неприятия – говорю это как человек, которому в PoE нравится далеко не все. Ну а теперь вернемся к «Белому переходу».

Перевал Дятлова

«Обсидианы» вообще странные люди. Мало того, что не стали лепить пачку отдельных DLC, они даже второй адд-он сделали прямым продолжением первого, так что без покупки первой части он просто не запустится. Фанатам хорошо, конечно, поскольку сюжетная арка получилась длиннее и богаче, но с точки зрения продаж – какое-то полное безумие.

Битва за родной Каэд Нуа

А еще беда в том, что про сюжет вам толком и не рассказать, получается, ведь даже самое начало второй части станет спойлером окончания первой. Давайте так: если вы еще не играли в (вышедшую полгода назад, лентяи!) первую часть The White March, то закройте следующий абзац ладонью и сделайте вид, что его нет. А я расскажу тем, кто в курсе, что произошло в Сталварте после того, как наш герой открыл доступ в легендарный Арсенал Дургана.

Собственно, ничего кардинального и не произошло. Сталварт с появлением источника высококачественной дурганской стали в Москва-Сити не превратился и небоскребами не порос – только храм Ондры превратился в кузницу Абидона да вход в шахты размуровали, открыв доступ в новую локацию. Аналогичные косметические изменения коснулись и самого Арсенала – внутренние локации отсекли почти полностью, чтобы избавить игрока от пустой беготни по залам до Белой Кузни, зато досыпали приключений в открытом работниками западном крыле крепости. Ну и (вполне ожидаемо) на глобальной карте добавилось еще несколько свежих локаций. А сам сюжет пляшет вокруг услышанного в конце первой части грозного «бум-бум» из-за гор, который теперь грозит вот-вот перерасти в громогласный «бам-бам», сойти с гор и разломать к чертям не только Сталварт, но и весь Дирвуд в придачу.

Квесты адд-она гораздо чаще, чем в основной игре, завязаны на чтение душ – фирменную особенность главного героя

Пачка новых заданий ничего кардинально нового в игру не привнесла – стандартные «пойди-принеси-убей», облеченные в как всегда неплохую текстовую оболочку. Небольшой неожиданностью стал разве что почти никак не связанный с северной кампанией квест по защите нашего родного владения Каэд Нуа от посягательств наглого лорда из Бухты Непокорности, который заканчивается крупномасштабным сражением с парой десятков персонажей одновременно. Про побочную сюжетку с магом Конселотом тоже не забыли, хотя продолжение оказалось небольшое и не столько интересное, сколько прибыльное (можно заработать перманентное +1 к трем атрибутам главгероя).

Ну и пару слов о новых сопартийцах. Точнее, сопартийку, поскольку к Закуе и Дьяволу из Карока в адд-оне добавилась лишь аумауа-варвариха Манеха с внезапно дружелюбным и веселым (для такой машины убийства) характером. Таким образом «11 друзей Оушена» в игре пополнились еще одним бойцом первого ряда – приятная новость для любителей ходить дальнобойным магом или еще какой хилой «тряпкой», ранее страдавших от синдрома «у меня спереди только Эдер».

Манеха собственной персоной. Пиратка, наемница, охранник, служительница культа

Часы с кукушкой

Кроме сюжетных добавок вторая часть The White March обновила игровую механику до версии 3.0, в очередной раз перелопатив баланс классов (Obsidian вообще любит этим заниматься еще с релиза основной игры). Расписывать все мелкие изменения не возьмусь – не такой уж я хардкорный специалист, чтобы тестировать и сравнивать многочисленные билды героев, да и, честно говоря, не нравится мне сама механика PoE с ее упором на циферки процентов вместо активируемых умений у персонажей. Но пару значимых моментов все же назову. Во-первых, у каждого сопартийца теперь есть «Второе дыхание» – активируемый скилл, позволяющий восстанавливать выносливость во время боя (1 раз за схватку). Он привязан к навыку «Атлетика» – чем выше навык, тем заметнее эффект. То есть партия теперь чуть меньше зависит от лечащих заклинаний и склянок, что позволяет экономить их для действительно трудных боев.

Второе серьезное добавление – навык «Выживание» теперь позволяет на привале выбрать и получить постоянный бонус, вроде резиста к повреждениям, ускоренного передвижения или даже увеличенного урона, наносимого окруженным врагам.

Вы не хотели знать, какие видения посещают сидящего на грибах монаха Закуа? А придется!

Кроме того, каждому классу добавили еще по одному особому активному боевому навыку, только вот запихнули их аж на 15 уровень прокачки (лимит уровней возрос до 16), поэтому воспользоваться новинками смогут только совсем уж отожранные приключенцы.

Одной из претензий к Pillars of Eternity были проблемы с лутом, поскольку придуманная система апгрейдов оружия и брони сильно скрадывает уникальность найденных вещей. Сложившаяся ситуация начала выправляться еще в первой части «Белого Перехода» с появлением оружия с «духовной связью», привязываемого к владельцу и постепенно раскрывающего скрытый потенциал. И вот теперь вторая часть продолжила хорошую традицию, добавив еще несколько «душевных» экземпляров в арсенал игрока.

Продолжилась, однако, и плохая традиция с подсовыванием шмоток с запредельными бонусами, убивающих всякий смысл в ролевом выборе начальных характеристик персонажа. Буквально в каком-нибудь сугробе можно наткнуться на вещи с +4 к Ловкости или Восприятию.

Вещи с духовной связью еще и бонусы иногда получают особые, в зависимости от того, к какому классу персонажа их привязать

Адд-оны и апдейты игровой механики, появившиеся за прошедший с релиза год, не превратили Pillars of Eternity во что-то совершенно новое. И, признаться, решение сделать такое крупное двойное дополнение, разделяющее игру чуть ли не надвое («Белый Переход» позволяет качнуть партию почти до топа, не продвигаясь по основному сюжету дальше второго акта) выглядит немного странно.

Но если до сего дня вы только задумывались, стоит ли браться за игру или опять немного подождать, «вдруг они еще чего допилят», то теперь могу сказать однозначно: время пришло. Теперь это – самая полная и самая насыщенная версия Pillars of Eternity из возможных.

И – да, эта игра стоит того, чтобы ее пройти.

Вердикт
  • Рейтинг оригинальной игры 8.0
Оценка редакции
8
Оценка пользователей
7.5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!