Игорь Бойко, 2 сентября 2019

Без участия Wargaming не проходит ни одна игровая выставка. Wargaming всегда есть что показать и о чем рассказать. Вспоминается давнишняя КРИ, на которой глава компании Виктор Кислый показывал, как по сосновому лесу едет танк. Сложно представить, как из той демки выросла целая империя. Еще сложнее предсказать, куда этот процесс приведет в ближайшем будущем. Для прояснения этой картины мы встретились на Gamescom с Виктором и попросили ответить на несколько вопросов.

Навигатор Игрового Мира: Виктор, куда сейчас движется компания Wargaming? В плане разработки, издательской деятельности... может, появились новые направления?

Виктор Кислый: Наши основные столпы-титаны остаются прежними: World of Tanks, «Корабли»... В этом августе «Танкам» исполняется девять лет. Видно, что игра удалась, падать не собирается, по всему миру ощущается ее присутствие. Мы продолжаем ее улучшать: работаем над основной механикой, графикой, физикой, дальше – по списку. Все, как в футболе: правила простые, и игра будет вечной. То же самое и в «Танках» –  мы изначально угадали с игровой формулой «15х15 рандом» и с тех пор ее полируем. Наша задача – поддерживать ее в рабочем состоянии и выстраивать рядом разные истории, чтобы можно было немного отдохнуть, немного поиграть стратегически, в те же клановые войны...

Сейчас на подходе «Стальная охота». По сути это танковый Battle Royal. Полтора года назад, на 1 апреля, мы сделали тест, чуть ли не на коленках и по приколу. Прессе и народу понравилось, попросили добавить в игру. За полтора года доработали до релизного качества. Сейчас уже не стыдно выпускать, там все очень вкусно. Прокачка прямо внутри самой битвы. 20 игроков начинают на огромной карте (или семь команд по три), остается, как в «Горце», только один – попробуйте, все очень круто сделано.

В «Кораблях» в сентябре будем тестировать подводные лодочки. А в октябре, они, скорее всего, пойдут уже по полной программе.

В «Танках» будут гонки. Frontline практически прижился как основной режим. Еще работаем над всякими вкусностями, по мере готовности их тестируем и рассказываем о них. Все это собираемся делать постоянно, и 10, и 20 лет «Танки» и «Корабли» еще будут.

Пробуем и новые вещи, тот же «Калибр». Традиционно российский и СНГ’шный рынок у нас идет первым. Закрытая бета продолжается, сам с сынишкой во взводе гоняю. Пока все классно, мы первый раз привезли игру в Европу – сюда в Кельн на Gamescom, поставили ее здесь на 20 машин, местные товарищи ходят, играют. Отзывы замечательные. Да, там есть еще чего допиливать, и мы смотрим, анализируем и допиливаем.

Сделали эксперимент с Pagan Online. Это по сути Diablo, играть можно за 10 персонажей, все красивые и друг на друга непохожие, чтобы пройти за одного, уйдет как минимум часов 50. Любители жанра «хак энд слэш» и дьяблоидов, посмотрите, получилось хорошо, отзывы замечательные. Это практически игра из коробки, которую можно себе скачать, в ней нет никаких транзакций. Только пользователи, которые проголосовали своим присутствием. Пока выглядит отлично.

НИМ: Почему ваших игр все еще нет на Nintendo Switch?

ВК: Мы немножко не то чтобы опоздали... задержались. Все же мы – софтверная компания. И когда речь идет о новой платформе или о стриминговых сервисах, или о VR, мы ждем, когда новая железка или сервис захватят мир, войдут в каждый дом... Когда наберется определенная физическая масса, естественно в нужной аудитории, мы туда потом идем со своей версией. Сегодня нам всем в Wargaming, включая меня, хочется на Switch. Но сроков пока назвать не могу. Мой сын на каникулах немного поиграл в «Зельду» при мне, и я понял силу этой консоли. В общем, думаем.

НИМ: Имеются в виду «Танки»?

ВК: Да, «Танки», конечно, для начала. И «Танки Блиц», и «Корабли Блиц» показали, что тачскрин работает отлично. С управлением проблем нет. А подрастающее поколение... они вообще с этими планшетами рождаются. У них с клавиатуры получается еще не очень, а здесь уже хорошо. В общем, загорелись мы Switch’ем, будем думать, решать, на что уйдет какое-то время.

НИМ: Помнится, на одной из презентаций Xbox вы вышли на сцену и сказали, что «Танки» будут на новом Xbox. Ожидать ли что-нибудь на консолях нового поколения, которые скоро появятся?

ВК: Повторюсь, железки... Спасибо Sony, спасибо Microsoft, Apple, Samsung, Google, Huawei, которые постоянно апгрейдятся. Это нескончаемый поток апгрейдов железа. У них своя конкуренция, свои разборки. Нам от этого хорошо. У нас есть специально обученные люди, в основном в Чикаго наши консольщики сидят... Хотя, сейчас уже и в Питере. Наш технический директор постоянно отслеживает девкиты. Получают их, чего-то там тестируют. В консольных «Кораблях» будет кроссплей. Точную дату не назову, но процесс уже пошел. Там бюрократические проволочки, с крупными компаниями не все быстро получается, но будет кроссплей между PlayStation и Xbox, и в наших «Кораблях», и дальше по списку – чего мы там будем делать.

Так что уверен, что новое поколение консолей мы не пропустим. Не получится пропустить. Наши специалисты держат руку на пульсе.

НИМ: А что будет с киберспортом?

ВК: Мы просто признались себе, что тот формат, в котором мы раньше проводили турниры, не работает и ищем другой. Все-таки бои 7х7 – это не та игра, к которой привык наш основной пользователь, сидя дома, в спокойной обстановке, неторопливо, с друганами, иногда с каким-нибудь напитком в руке... Ему приходилось смотреть другую игру, отличную от той, в которую он привык играть. И этот разрыв не позволял нам набрать достаточно зрителей, а потому сейчас мы экспериментируем с другими форматами.

НИМ: Что сейчас происходит с приобретенными IP вроде Master of Orion?

ВК: В случае с Master of Orion у меня был четкий посыл, что мы возвращаем легенду народу. Галочку поставили – возвратили. Кто хотел – поиграл. Время от времени мы возвращаемся к этой теме, но когда на ум ничего интересного не приходит, паркуем ее еще на какое-то время.

Что у нас там еще есть?.. Если честно, то у нас «Танки», «Самолеты», «Корабли», «Калибр», Pagan Online... много всего. Даже с этими не все успеваем. Расфокусировка ведь тоже вредна. И надо иногда себя сдерживать. Нам реально много чего есть делать в «Танках», «Кораблях»... все эти портирования, новые режимы. «Калибр», вот, очень ждем и надеемся.

НИМ: В комьюнити бытует мнение, что если в игре что-то не работает, то надо напрямую написать Виктору, и он во всем разберется. Это на самом деле так?

ВК: Мне все-таки хотелось бы верить, что наши люди в коммьюнити и саппорте за все эти годы разобрались и научились тому, как надо обслуживать, это все-таки сервис... И у нас выстроена цепочка решения вопросов «по справедливости». Не следует забывать, что мы баним и будем банить и за мат, и за неспортивное поведение, и за читы, и за моды. Истории, обычно, самые банальные. Типа «я не хотел, отошел от компьютера, а брат взял аккаунт, другу дал попробовать, он там случайно ругнулся, своего стрельнул... Ну убил, ну извиняйте...» Но у нас все логируется, на мою просьбу разобраться присылают ответ, где все расписано – как товарищ обгонял, как подрезал, все-все. Поэтому истории про братьев уже не работают.

НИМ: И в игре, и на мероприятиях Wargaming всегда очень хорошо подобрана музыка. Вот вчера выступал Sabaton. Вы сами подбираете музыку или кто-то помогает?

ВК: Да, Sabaton был хорош. Мы проводим опросы среди наших игроков: какую прессу они читают, какую музыку предпочитают. Так что у нас есть соответствующие статистические данные. Offspring, которые в сентябре приедут к нам в Минск, я очень-очень люблю. Раньше мы просто гадали, и если попадали удачно, то продолжали приглашать. Вот Sabaton теперь будет всегда. В общем, мы смотрим по предпочтениям игроков.

НИМ: В этом году вход на празднование Дня танкиста будет бесплатным...

ВК: В этом году весь Минск превратится в площадку – парк Победы и вокруг него. Это приличная территория. Планируем семейный праздник. Тесно сотрудничаем с мэрией: порядок, логистика, все будет на высшем уровне.

НИМ: Как при такой загруженности вы выкраиваете время, чтобы поиграть?

ВК: Вот мы поехали с женой и сыном отдыхать – в Швейцарию и Италию. Было и море, и велосипеды, можно было покататься на лодке, по горам походить. И в бассейне, и в море поплавать. Но процентов 40 времени мы с ним сидели в «Калибре». Не потому, что папе надо потестировать, есть там кому этим заниматься. Просто сын утром проснулся, мама еще спит, – все, пошли в «Калибр», во взвод.

Если честно, я люблю компьютерные игры. Так получилось. И я играл, играл, играл, а потом решил их еще и делать. Начал собирать команду из родственников и друзей, и вроде как получилось. Я играю в «Цивилизацию», которая меня переводит в такое буддистское, кармическое состояние, я получаю громадное наслаждение. Несколько часов в неделю у меня уходит на «Цивилизацию». А также я люблю наши игры. И в танчики погонять, и в «Блиц». Вот в «Калибре» подвис совсем. И жене особенно сказать нечего: она понимает, что всегда можно отвертеться, сказав, что это работа. С сыном раньше вместе играли в «Блиц», а сейчас оба подсели на «Калибр».

НИМ: Но сын-то хочет пойти по стопам отца и...

ВК: У него вся комната обвешана геймдизайнерскими картинками... Как улучшить вот это, здесь вот левел-дизайн поменять, какие новые виды вооружения в «Калибр» добавить...

НИМ: Так что идеи подкидывает?

ВК: Конечно! Своих друзей приводит. Это нельзя делать, но я разрешаю: показывай. Они вот в «Калибр» часто играют. То есть растет, растет геймдизайнер.