Гнэл Унанян, 3 августа 2017

Падение с высот одной из самых ожидаемых игр прошлого года в пропасть обруганного прессой, оплеванного игроками и публично обвиненного в обмане покупателей релиза может выбить из колеи кого угодно. Кого угодно, но не Hello Games. Все прошедшее с выхода No Man`s Sky время Шон Мюррей и Грант Дункан продолжали приводить в чувство своего гадкого утенка. В результате предпринятых мер до обещанной идиллии по-прежнему далеко, но в No Man`s Sky образца лета 2017 года хотя бы можно более-менее осмысленно играть.

Это у вас какой по счету эпизод звездных войн?

Изменения видны уже в стартовом меню. С самого начала необходимо определиться с жанром, в который вы собираетесь окунуться. Помимо классического режима исследования теперь имеется довольно жесткая выживалка, ее еще более экстремальный вариант с перманентной смертью, а на сладкое – детская песочница с полным набором технологий и бесконечными ресурсами.

Жанры эти очень разные. Медитативные облеты неизведанных планет с долгим и тщательным поиском всех наличных в биосфере видов флоры и фауны никак не сравнишь с судорожными попытками найти десяток-другой единиц цинка, чтоб поддержать выдыхающуюся систему жизнеобеспечения. И уж конечно вся эта мирская тщета до лампочки архитектору-эстету, живущему на всем готовом. Он озабочен только гармоничностью дизайна интерьеров и соответствия цвета панелей общему облику строений. Проще говоря, нынешний No Man`s Sky – это классический «три в одном», причем три очень разных в очень большом одном. Далее мы будем описывать новшества на примере исследовательского режима, поскольку он объединяет в себе элементы всех трех вариантов существования в игре.

А зори здесь… зеленые

В одной удобной-удобной галактике

Уже на стадии сбора материалов для ремонта первого корабля становится заметно, что ресурсы стали существенно разнообразнее. Помимо традиционных минералов и углерода на поверхности планет встречаются различные соединения растительного и животного происхождения. Для сбора некоторых из них придется обзавестись специальными приспособлениями, а кое-какие и вовсе синтезировать самостоятельно, но факт налицо – ресурсная база стала шире.

Кроме того, в любом месте можно построить несколько полезных устройств. Например, из горстки вездесущего железа и останков только что расщепленного кактуса элементарно возводится точка сохранения. А если еще немного поколдовать, то получится радиомаяк, который отметит интересную для повторного посещения глыбу золота. Однако самой полезной из полевых построек следует признать стационарный сканер, позволяющий искать объекты определенного типа. Больше никаких бессистемных скитаний по планете в поисках торгового поста или месторождения чего-нибудь дефицитного. Строим сканер, выбираем тип объекта, нажимаем на кнопку и все – можно лететь в указанную точку. Попутно заметим, что ходьба и бег стали существенно быстрее, визор шлема автоматически отмечает приближение хищных существ (если они, конечно, уже изучены), а текстуры окружающей действительности изрядно прибавили в разрешении.

Уголок милитариста

Верный спутник космонавта – мультитул теперь не просто абстрактный помогатор с насадками, а устройство совершенно определенного типа: пистолет, ружье, научный зонд или отбойный молоток. У каждого есть свои профильные бонусы.

Выход за пределы атмосферы также таит в себе массу сюрпризов. Например, корабельный сканер теперь определяет примерный набор ресурсов на планете, а если повезет, то может зафиксировать на поверхности какой-нибудь монумент или поселение. Громадные звездолеты, болтавшиеся на орбите без дела, теперь доступны к приобретению. Внутри обнаружатся обширный трюм и три посадочные палубы с двумя-тремя ангарами на каждой, что позволит со временем обзавестись личным авиапарком. Смысл в этом прямой, поскольку, как и мультитулы, корабли теперь делятся классы – истребители, грузовики, универсальные шаттлы и разведчики.

Товарабикинохрень за пятнадцать миллионов? Нет уж – увольте!

Но основная часть нововведений ждет космического странника на орбитальных станциях. Во-первых, на каждой из них теперь имеется научная лавка, где за особую валюту можно разжиться чертежами чего-нибудь полезного. Валюта не особенно дефицитная, цены терпимые. С ассортиментом, правда, беда, но иногда удается приобрести что-нибудь действительно редкое. В некоторых случаях помимо платежеспособности от покупателя требуется определенный уровень отношений с конкретной расой, так что имеет смысл регулярно навещать местного чиновника. Он сидит тут же, на станции. На аудиенции следует приходить, имея при себе какие-нибудь ценные предметы. За особо редкую реликвию дарителя могут снабдить координатами потерпевшего аварию корабля, что будет особенно удачно, если у вас уже есть корабль-матка.

Дом, временный дом

Рано или поздно на одной из планет вы наткнетесь на небольшое круглое строение, сиротливо стоящее на большом плоском плато. Это зародыш вашей будущей базы. Внутри поначалу находятся только торговец-архитектор и какой-то голубой портал. Но вскоре от центрального модуля во все стороны потянутся щупальца коридоров, на их концах возникнут модули техника, строителя, оружейника и ученого. Гек-агроном поселится отдельно ото всех в большой двухэтажной оранжерее. Персонал базы будет давать вам задания и в награду делиться особыми технологиями. Оружейник научит, как превращать мультитул в дробовик или в снайперку, агроном высадит в теплице редкие растения, но самое главное – техник научит строить экзокрафты, а проще говоря – наземный транспорт. Всего в игре существует три таких модели: легкий разведчик на антигравах, более-менее универсальный багги и четырехосная передвижная буровая установка размером с товарный вагон. Оснащение экзокрафтов включает в себя довольно мощное орудие, особый добывающий лазер, без которого невозможно собрать целый ряд минералов, реактивный ускоритель и усиленный сканер.

Зверь-машина!

Поездки по поверхности планет – это совсем не то, что полеты в атмосфере. С высоты многого не замечаешь, так что верхом на экзокрафтах гораздо удобней знакомиться с достопримечательностями. Особенно хороши «колеса» при разграблении армадиумных складов с последующим выносом растревоженной охраны и на промышленной добыче золота или эмерила. Экзолазер гораздо мощнее ручного и никогда не перегревается. Плюс на борту экзокрафта есть собственная система жизнеобеспечения, поэтому не надо периодически бегать в укрытие, чтобы погреться или, скажем, сбросить радиационный фон. Имея при себе достаточный запас плутония для заправки двигателя, на экзокрафте можно исколесить даже очень большую планету.

Однако рано или поздно старый дом придется бросить несмотря даже на то, что с любой орбитальной станции можно мгновенно перемещаться на базу и обратно. В один прекрасный день у вас накопится слишком много новых чертежей строений и оборудования, и вы осознаете, что проще выстроить новую базу с нуля, чем перестраивать старую.

Веганский волк тебе товарищ!

Пациент жив или мертв?

Надо признать, что если бы No Man`s Sky вышла в релиз в том виде, в котором она есть сейчас, то итоговый балл был бы повыше. Но также следует и заметить, что выше он был бы ненамного. Все-таки игре даже сейчас не хватает той строгой логичности и порядка, которые присутствуют в реальной Вселенной. Генератор фауны по-прежнему изрыгает из себя по большей части фантасмагорических уродцев. Гравитация на всех небесных телах удручающе одинакова. Изменения погоды и времени суток отображены примитивно, времен года нет вовсе. Да и в космосе как-то не особенно интересно, он как был, так и остался прокладкой между планетами. Конечно, появились миссии на защиту конвоев или на участие в военных конфликтах, но кто с кем и зачем сражается не очень понятно – взаимоотношения трех инопланетных рас прописаны плохо.

Словом, если свою репутацию Hello Games в наших глазах хоть как-то смогла восстановить, то вот No Man`s Sky, видимо, уже не спасти. А жаль.