Сергей Косин, 2 сентября 2016

Одна маленькая, но гордая птичка (Hello Games) решила однажды, что вместо того, чтобы лететь со всей стаей на юг (дальше выпускать маленькие инди-игры), она полетит прямо на Солнце (делать экспериментальное AAA). Она стала подниматься все выше и выше к релизу, но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья неудачных релизов. Птичку, конечно, жалко, но игроков, как всегда, жальче.

NMS – хорошая терапия от манчкинизма: восемнадцать квинтиллионов планет зачистить нельзя в принципе

Все не унести

На старте No Man`s Sky мы находим себя рядом с неисправным кораблем на одной из сгенерированных с помощью специальной «супер формулы» 18 446 744 073 709 551 616 планет, и тут же ощущаем суровую тяжесть бытия. Ходим медленно, бегаем с трудом, на ракетном ранце летаем с грацией танка на батуте. И это плохо, потому что такому вот малоподвижному нам предстоит много работы. Для начала неплохо бы починить собственный корабль, у которого имеется сразу несколько двигателей – и ни один не работает.

В этот момент нас знакомят со второй, после неуклюжей тягучести, спорной вещью – местным крафтом и организацией инвентаря. Крафтить придется много: даже у мультитула – девайса, позволяющего добывать полезные компоненты из всего на свете – апгрейдов выше крыши; что уж говорить о корабле и костюме. К тому же двигатели необходимо заправлять, оружие и мультитул – заряжать, а у костюма есть система жизнеобеспечения и щит, которые также требуют обслуживания.

Интерфейс напоминает о Destiny

Чтобы держать заряженным и заправленным все свое хозяйство, мести с поверхности исследуемых планет нужно почти все, что плохо лежит. Расщеплять камни и растения, рыться в оставленных неведомыми исследователями контейнерах, перегонять одно в другое, другое в третье и так далее. Тут мы упираемся в следующую неприятность: инвентарь в игре очень мал. Поначалу ячеек в карманах меньше десятка, и трюм у первой космической лоханки немногим больше, то есть места на все необходимое барахло просто не хватает. Усугубляет проблему гениальное дизайнерское решение: все апгрейды костюма, мультитула и корабля тоже занимают по слоту. В результате чувствуешь себя как человек, которому нужно переехать на новую квартиру, а из всех технических приспособлений в наличии только сеточка для яиц. Видит Йог-Сотот, это раздражает.

Дзен-рутина

В последние годы стал популярен такой термин-жанр, как «симулятор ходьбы», где в основном приходится медленно передвигаться и созерцать. Так вот, No Man`s Sky – это симулятор ходьбы галактического масштаба, к которому наспех прилепили надоедливый сурвайвалкрафт. Тут даже есть какой-никакой сюжет, точнее цепочка «квестов», которая ведет по довольно широкому проспекту к главной цели – центру галактики.

Архитектурного разнообразия планетам остро не хватает. Как, впрочем, и ландшафтного

По дороге к ней придется побывать на десятках планет, на каждой – свой, но одинаково фантастический пейзаж, и причудливые формы жизни, вызывающие в памяти Spore. Тут происходит странная вещь: эта излишняя причудливость и обязательная экзотичность всего и вся из-за своей повсеместности довольно быстро приедаются. К тому же кроме нас тут нет никакой разумной жизни: животные бессмысленно слоняются по миру, а периодически встречающиеся инопланетные торговцы с тем же успехом могли бы быть заменены бездушными автоматами.

Забавно, что дословный перевод названия игры идеально отражает ее суть: этот космос и не людской, и не чей-то другой, он вообще ничей. Пустой. Со временем на очередную планету начинаешь садиться абсолютно без трепета; на смену романтике первооткрывателя приходит виртуальная медитация с чередой бесконечно повторяющихся действий. Высмотрел нужные ресурсы, заправился/починился/скрафтил апгрейд, посмотрел на очередных невпечатляющих чудиков – и полетел дальше. Это тоже по-своему увлекательно, особенно для тех, кто уже привык к сурвайвлкрафт-песочницам и тем более полюбил их. Они месяцами будут по вечерам убегать в свой личный космос на часок-другой, но всем остальным монотонный и тугой процесс наскучит, возможно, еще до получения гипердвигателя. Кстати, последних, по статистике Steam, оказалось все же больше.

Иных созданий хочется из гуманистических соображений немедля пристрелить

No Man`s Sky – эталонный образец того, как пиар-шумиха и излишняя болтливость главы студии способны навредить проекту. От нее слишком много ждали, смакуя обещания и додумывая то, чего даже не обещали. Чтобы оправдать чаяния, игра и впрямь должна была стать космоблокбастером с революционной системой генерации мира и невероятно адаптивным искусственным интеллектом, способным имитировать как неразумную жизнь, так и действия инопланетян. А поскольку всего этого Hello Games создать даже в теории не могла, стоило поумерить пыл рекламщиков и честно сказать: у нас тут получается неплохая инди-игра, но помимо космической романтики нужно быть готовым к дико однообразному быту.

Вердикт
  • Игровой интерес 6
  • Графика 7
  • Звук и музыка 7
  • Дизайн 6
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
6.5
Оценка пользователей
3.3

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!